headquarters


Золотой век. Цифровая версия. ©

21 Сен 2009, 12:00

Конечно, уже избитая тема, но не дает мне покоя все то, что касается нынешней молодежи.


Золотой век. Цифровая версия.
Григорий Тарасевич

Девушка лет шестнадцати. Пирсинг в самом неожиданном месте, сумка с героями «Южного парка», идиотская челка, пальцы с аляповатым маникюром. Этими пальцами она сосредоточенно тычет в кнопки мобильного телефона. Так рождаются тысячи страниц текста, который, по сути, не отличается от дневников и любовных писем барышень «золотого» начала XIX века.

Чтобы считаться интеллигентным человеком, нужно ворчать. Стандартный текст «ворчалки» выглядит примерно так: «Мы переживаем грандиозное падение культуры (вздох). Современная молодежь разучилась грамотно писать (глубокий вздох). Они уткнулись в свои компьютеры и мобильники, и нет им дела до Пушкина с Толстым (печальная пауза)».

Далее должен следовать список виновных: министр образования, американский импе риализм, рыночная экономика, авторы детективов, цифровые технологии, ЕГЭ, Голливуд и, на всякий случай, нелегальные мигранты. Все это, по мнению интеллигентного человека, убивает культуру родной речи.

Лично я отношу себя к людям интеллигентным. По крайней мере, ношу очки, не умею чинить смеситель и знаю отличия анархо-син дикализма от анархо-коммунизма. Но, в отличие от большинства представителей интеллигентского сословия, совершенно не переживаю по поводу падения языковой культуры. Более того, я полагаю, что поколение, выросшее под запыленными томами классиков соцреализма, хуже владеет русской письменной речью, чем нынешние тинейджеры.

Грамотными делает подростков вовсе не угроза провала на ЕГЭ по русскому языку, а как раз те самые эсэмэски, аськи, блоги и прочие растлители культуры. Никогда еще обычный человек не порождал письменные тексты в таких количествах. Такое было разве что в начале XIX века, когда юноши и барышни из приличных семей километрами строчили письма, дневники и эпиграммы. Из этого скрипа гусиных перьев и родился «золотой век» русской культуры (конечно, нынешним авторам «ЖЖ» и эсэмэсок далеко до пушкинского слога, но и в ту эпоху на каждого Александра Сергеевича приходилась сотня Иван Иванычей, чьи тексты изобиловали банальностями и пошлостями).

В пушкинские времена работа с текстом относилась к привилегиям немногочисленного дворянства. Сейчас пишут все. Этим летом я был в одной небольшой деревне. Газ туда провести еще не успели. Но местные подростки бойко переписываются через мобильники со своими приятелями, живущими на соседней улице.

Эпистолярно-дневниковый жанр заставляет человека всерьез учиться писать. Некоторые ученые (ненавижу формулировку «некоторые», но фамилии, увы, забыл) утверждают, что в устном общении чуть ли не 70% информации передается при помощи невербальных сигналов — интонаций, позы, мимики. Дневники же и сообщения оставляют лишь голый текст. И приходится все оттенки семантики заключать в рамки языковой игры. Попробуйте передать только с помощью текста состояние тоски, призыв о помощи, иронию, восхищение и прочие эмоциональные сигналы. И смайликами тут не отделаешься.

Вот девушка хочет пригласить юношу на свидание (в наше эмансипированное время такое запросто случается). При этом нужно и девичью честь соблюсти, и свою заинтересованность показать. В короткой эсэмэске нужно передать не меньшую гамму чувств и сомнений, чем в письме пушкинской Татьяны. Тут поиск оттенков смысла становится куда более важным, чем во время написания школьного сочинения. «Встретиться» или «увидеться»? «Хочу» или «хотела бы»? «Нужно» или «неплохо бы»? «Мне без тебя плохо» или «скучаю»? «Целую!» или просто «Пока!»?

Виртуальное общение дает подросткам понять, для чего нужна пунктуация (учебники это внятно объяснить не могут). Неправильно поставленный знак в конструкции типа «казнить нельзя помиловать» чреват скандалом, а то и крахом личной жизни.

Авторам эпиграмм пушкинской поры требовалось уложить мысль в рифму и размер. Сейчас нужно вписываться в лимиты эсэмэсок и служб сообщений. Лучшей школы для развития культуры речи и придумать нельзя. Подыскиваются более емкие синонимы, уничтожаются громоздкие конструкции, подбираются оптимальные сокращения. На мой вкус, засилье канцелярита и маркетингового новояза не меньшая беда, чем молодежный жаргон. «Клевые тачки» звучит грубовато. Но это, по крайней мере, короче, чем «автотранспортные средства, традиционно относимые к премиум-классу».

Еще одна традиционная жалоба: дескать, заполонили наш исконно-посконный язык всевозможные заимствования. Непатриотично. Но откройте письма Пушкина, там часть — целиком на французском, в других — языки перемешаны.

В общем, не нужно ворчать. Может быть, и та сомнительная деваха с пирсингом рано или поздно выстучит на мобильнике свой вариант «Я вам пишу, чего же боле…».
© Русский Репортер №33


Мое мнение.
Абсолютно не согласна. Пишут они больше, только толку от этого? Откуда возьмется та самая грамотность, если они употребляют слова и выражения, вроде "мну", "я тя лю", "калбасит" и прочее? Если так дело пойдет, то скоро будем обсуждать ни почему йогУрт, а не йОгурт, кофе - оно/мое, и неужели так сложно позвонИть, а нововведения тех самых слов из злополучных смсок.
Видеть, читать, слышать это противно.
Сама пользуюсь жж, но изначально именно для того, чтобы не растерять знания по русскому языку и литературе. А смски ненавижу, и пишу их в исключительных случаях.

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

вот

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 12:34    Заголовок сообщения:
[Цитата]

"Раньше считалось, что если посадить несколько сот миллионов обезъян за печатные машинки, то рано или поздно по теории вероятности они обязательно напишут Войну и Мир. Теперь, с развитием Интернет,мы знаем, что это не так." :\||||\:

"Границы моего мира суть границы моего языка" Витгенштейн

язык -- слишком живое существо, чтобы загонять его в прокрустово ложе классической литературы. мир меняется, язык -- отражение этого.

Анна, не расстраивайтесь!)

Банкир

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 12:43    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Так автор же не восхваляет качественный аспект этой самой письменности как таковой. Специально отмечает, что до пушкинского слога, что тогда, что сейчас большинству далеко.
Но если сто лет назад крестьянин, да что там крестьянин, 60 лет назад, люди вернувшиеся с войны читать не умели, то сейчас даже самое пропитое быдло ( употреблено в значении духовно неразвитой личности), которое чатится днями напролет, куда грамотней.

Общество потребления, и то же самое быдло, но уже рассмотренное как рабочий класс, занимающий низшую ступень социального уровня, склонное к экономии, как пример - ограниченное число символов на смс, рождает, столь ненавистные тебе, сокращения. Со временем сокращения вливаются и в устную речь. Это естественный ход событий.

Общество закономерно разделено на разные слои как социальные, так и культурные. Мне кажется на этом и стоит успокоиться, ибо ждать перемен не имеет смысла)

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 12:51    Заголовок сообщения:
[Цитата]

"язык -- слишком живое существо, чтобы загонять его в прокрустово ложе классической литературы. мир меняется, язык -- отражение этого." - не буду спорить, так и есть, но всему должен быть предел.
Все же хочется какого-то уважения к языку, и не только в тех местах, где не культурно выражаться иными способами.)

Не совсем к месту, но просто вспомнилось, как вчера в магазине папа назвал свою маленькую дочку (лет 6-8) "дурой тупоголовой", так громко и отчетливо.
Культура..

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 12:55    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Дай крестьянам в ту пору ручку/телефон/печатную машинку, написали бы не хуже, говорить-то умели.

"Общество закономерно разделено на разные слои как социальные, так и культурные." - скоро будем искать друг друга как грибы в лесу.)

Банкир

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 14:05    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Вот что тебя волнует - культурный аспект, а не грамотность.
Тут согласен, один черт гАвно или гОвно, коли на забор, да жирными буквами)

А вообще, пессимистично.

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 14:27    Заголовок сообщения:
[Цитата]

К сожалению, меня волнует все, что касается культуры, грамотности, молодежи, нового поколения, обучения и тому подобное.)

Кстати, запретили в школах ставить двойки, т.е. сколько бы ты знал/не знал, ходил/не ходил, удовлетворительный минимум у тебя всегда есть.
Куда? Зачем? Почему?
А раньше-то как хорошо было..Открываешь журнал, а там у всех двойки и колы.. как приятно было.. Весело

Банкир

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 16:23    Заголовок сообщения:
[Цитата]

всегда мечтал об обществе удовлетворительниц, которых хотелось бы на отлично оценить (;

философия безграничности и вседозволенности, эгоизма и пренебрежения, крайнего жизнелюбия и нескончаемого оптимизма. крестьянин, прорубивший окно в европу и нагадивший в душу европеизированных господ грязным, неумытым лаптем.

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 17:17    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Весело
пожалуй меня все устраивает))

Acme

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 19:57    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Статья тоже избитая уже и бредовая. А Тарасевич - зарвавшийся чудак: из номера в номер строчит околонаучные примитивные фельетоны...

SunNNN

СообщениеДобавлено: 21 Сен 2009, 20:58    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Сто десять, скажем, лет назад неграмотность в России была огромная. В самом прямом смысле: люди не умели читать и писать вообще.

LehaRU

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 0:09    Заголовок сообщения:
[Цитата]

1) по большей части согласен с автором статьи:
употребление "албанского" в определённых случаях может даже повышать грамотность, так как подчёркивает и выделяет все возможные ошибки, таким образом, однозначно давая понять, как то или иное слово используется в нормальном русском.
2) почему-то намеренное и в каком-то смысле "художественное" искажение слов в "албанском" часто действует на многих "любителей русской словестности" как красная тряпка на быка. в то же время сами они нередко с гордостью заявляют, что "по математике/физике/химии у меня в школе всегда была тройка" или типа того, совершенно не ожидая разгневанных комментариев от "математиков". где правда?
Цитата:
Дай крестьянам в ту пору ручку/телефон/печатную машинку, написали бы не хуже, говорить-то умели.

позвольте усомниться! говорить и писать - разные вещи)

Acme

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 7:15    Заголовок сообщения:
[Цитата]

SunNNN писал(а):
Сто десять, скажем, лет назад неграмотность в России была огромная. В самом прямом смысле: люди не умели читать и писать вообще.

Да мало что изменилось-то. ) "Людям" показали алфавит, но на этом всё и закончилось. )))

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 10:32    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Цитата:
позвольте усомниться! говорить и писать - разные вещи)

Я же не сказала, что написали бы грамотно, просто был бы другой "албанский")

Цитата:
употребление "албанского" в определённых случаях может даже повышать грамотность, так как подчёркивает и выделяет все возможные ошибки, таким образом, однозначно давая понять, как то или иное слово используется в нормальном русском.


А как же сила привычки? Постоянно говорить/писать/читать "по-албански", а потом, к примеру, документ написать. Либо напишешь так же "по-албански", либо будешь думать над каждым словом.


Цитата:
почему-то намеренное и в каком-то смысле "художественное" искажение слов в "албанском" часто действует на многих "любителей русской словестности" как красная тряпка на быка. в то же время сами они нередко с гордостью заявляют, что "по математике/физике/химии у меня в школе всегда была тройка" или типа того, совершенно не ожидая разгневанных комментариев от "математиков". где правда?


Могу с гордостью заявить, что по всем предметам были 4-5, и я далеко не гуманитарий. Однако действует это именно таким образом на меня. Улыбочка

Каррришка

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 11:11    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Цитата:
Кстати, запретили в школах ставить двойки

Я в шоке! давно? т.е можно вообще не ходить-тройбан всё-равно твой???так чтоль?это только в Москве?

LehaRU

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 13:34    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Цитата:
А как же сила привычки? Постоянно говорить/писать/читать "по-албански", а потом, к примеру, документ написать. Либо напишешь так же "по-албански", либо будешь думать над каждым словом.

Мне кажется, вы сгущаете краски, "албанский" по отношению к разговорному такая же крайность, как и юридические формулировки)

Цитата:
Могу с гордостью заявить, что по всем предметам были 4-5, и я далеко не гуманитарий. Однако действует это именно таким образом на меня.

я не имел в виду именно вас, но неужели вы в жизни с этим не встречались? акцент почему-то делается именно на "орфологической/лексической" неграмотности, а не на том, скажем, что многие девушки "гордо не умеют готовить" или там парни не могут утюг починить)))

генерал_бардак

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 21:19    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Карин, как давно сказать не могу, ибо не знаю. Отменили и в Москве, и у нас. Можно совсем не ходить, и все равно получишь три. Рассказывали учителя и такие истории.

LehaRU, что-то я так задумалась над вопросом, честно говоря на ум никто не приходит из знакомых)
На счет красок.. Может это было только у меня, но почитав какое-то время тексты в интернете на "албанском", и потом начав писАть, на первых парах сталкивалась с некоторой сложностью.
Точно так же, как и долго говорить с акцентом/картавить и т.д. (в шутку или по иным другим причинам), потом сразу сложно переключиться обратно. Улыбочка

LehaRU

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 21:48    Заголовок сообщения:
[Цитата]

по-первому пункту искренне завидую)
по поводу красок, у меня тоже самое бывало при переходе от решения мат задачек обратно в реальный мир, анекдоты длинные до сих пор не могу рассказывать, но ведь это не повод)))))

Каррришка

СообщениеДобавлено: 22 Сен 2009, 22:37    Заголовок сообщения:
[Цитата]

я в шоке Равнодушный

Показать сообщения:   
Страница 1 из 1