| 
	
  	
		|  |  |  
		| 
				| Возраст: 40      C нами с 27.01.2009
 Репутация: 137.4
   
 |  | 
				
					| Оригинал - тут. 
 Рекомендуется к ознакомлению. Здравые мысли, и хорошо изложены.
 Зачем нужна фальсифицируемость, и чем отличается научная теория от ненаучной - ознакомьтесь со статьёй по ссылке в начале сообщения.
 Очень хорошая статья, да.
 
 
 
		
		  | Цитата: |  
		  | Фальсифицируемость утверждений о существовании чего-либо вообще 
 Если мы имеем внутренне непротиворечивую идею о некотором физическом объекте, то можем задаться вопросом о его существовании где-либо во вселенной. Получатся две теории: 1) этого нет нигде во Вселенной; и 2) это где-либо существует. Эти две теории с точки зрения принципа фальсифицируемости принципиально отличаются.
 
 1) Теория о несуществовании естественным образом фальсифицируема: для ее опровержения достаточно предъявить то, существование чего отрицается. Таким образом, теория о несуществовании чего бы то ни было, всегда будет научной независимо от того, существование чего отрицается.
 
 2) С фальсифицируемостью теории о существовании дело намного сложнее. Нам надо придумать эксперимент по ее опровержению. Но все наши эксперименты всегда ограничены как в пространстве, так и во времени. Насчет пространства: в принципе Вселенная может иметь бесконечную протяженность (если её средняя плотность меньше некоторой критической). В этом случае при любом возрасте земной цивилизации, мы будем иметь только конечное число людей (живших или живущих в этот момент времени) и, естественно, конечное число всех возможных экспериментов, проведенных к данному моменту времени. И так как каждый эксперимент охватывает ограниченное пространство, то и все они будут охватывать ограниченное пространство. Ну а в пространстве, неохваченном нашими экспериментами, теоретически может быть всё что угодно, в том числе и то, существование чего утверждается.
 
 Таким образом, при средней плотности вещества во Вселенной меньше критической, любая теория о существовании не может быть опровергнута ни на какой стадии развития цивилизации (то есть никогда), а значит и не может быть признана научной, как нефальсифицируемая. Именно такой подход мы наблюдаем в науке: положение «нечто не существует» может быть принято за научную гипотезу исходя из того, что нечто не существует в области, доступной для экспериментов в настоящее время. Оно фальсифицируемо (если в действительности нечто существует, то рано или поздно оно может быть найдено и предъявлено). Положение «нечто существует» (конечно, если это теория, а не доказанный прямым экспериментом факт) принимается за научную гипотезу только в случае, если дополнительно сопровождается граничными условиями, делающими предположение фальсифицируемым.
 
 Так, наблюдение любого сколь угодно большого числа черных ворон не может обосновать или верифицировать утверждение, что существуют только черные вороны; наблюдение же всего одной не-черной вороны доказывает, что обобщение «Все вороны – черные» ложно, и способно сфальсифицировать утверждение "Не-черных ворон не существует".
 |  |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				|   C нами с 16.11.2006
 Репутация: 455.1
   
 |  | 
				
					| У Поппера не может быть нездравых мыслей. У него же целая концепция науки выработана на равне с такими же титанами как Лакатос, Кун, Фейерабенд, Полани и т.д. Если почитать Кохановского, то там говорится буквально следующее: Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину".
 В общем - раздел для студентов и аспирантов, желающих получить по философии зачет
   |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| Возраст: 40      C нами с 24.05.2008
 Репутация: 101
   
 |  | 
				
					| Кстати интересно, что сам Поппер называл три нефальсифицируемые теории: Фрейдизм (если ты не согласен с фрейдизмом, значит у тебя есть некоторая болезнь. Тебя нужно вылечить, и тогда ты согласишься)
 Марксизм (если ты не согласен, то ты классовый враг и с тобой спорить бесполезно)
 Диалектика (если ты не согласен, то ты тоже прав - единство и борьба противоположностей)
   
 
  Ну почему же. Есть и не здравые. Например, то что наука всегда развивается непрерывно. В этом он противоположен Куну, говорившему о необходимости принципиальных разрывов в науке (научных революциях). К тому же, по Попперу, ученый придумывая теорию только и думает о том, как бы мне ее опровергнуть. Такая картина не особо реальности соответствует. Обычно авторы ищут в первую очередь подтверждений теории, а не думают: как бы мне мою теорию фальсифицировать. В плане методологии лично мне ближе средний путь Лакатоса, чем крайности Поппера и Куна (не говоря уж о Фейерабенте)
	| Dio писал(а): |  
	| У Поппера не может быть нездравых мыслей. |  |  
					| _____________________________
 Есть лишние вещи? Не поленись отнести их в Русскую Березу. Раменчане, которым лень ехать в Жуковский, могут отвезти вещи в Игумново.
 |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| C нами с 01.05.2006
 Репутация: 0.3
   
 |  | 
				
					| Хорошо бы нашелся хоть один фанатичный адепт попперизма, а то вроде опять в стиле - "поквакал и в тинку".   ИМХО: миссия/роль попперизма в современности - подведение философской базы под либерализм (точнее, под неолиберализм). Отсюда, основное стремление дискредитировать диалектику и заменить ее концепцией проб и ошибок. С точки зрения попперизма не может быть законов эволюции общества. Если вы увлекаетесь Основаниями/Академией Азимова, то вставая на стезю попперизма, следует от Азимова отречься. Уже говорилось, что идея фальсифицируемости слишком узка и частна, скажем, по сравнению с концепцией парадигмы.
   |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| Возраст: 51    C нами с 01.03.2005
 Репутация: 226.6
   
 |  | 
				
					| H14sk, не вижу роли Поппера в подведении какой-либо базы под либерастизм. Можешь считать меня "фанатичным адептом Поппера".
   Но его принцип "научности", на мой взгляд, до сих пор единственный.
 
 
		
		  | Цитата: |  
		  | С точки зрения попперизма не может быть законов эволюции общества. |  Почему?Объясни пожалуйста.
 
 
		
		  | Цитата: |  
		  | Уже говорилось, что идея фальсифицируемости слишком узка и частна, скажем, по сравнению с концепцией парадигмы. |  Ну ка, скажи еще раз.
   |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| Возраст: 51    C нами с 01.03.2005
 Репутация: 226.6
   
 |  | 
				
					| 
  
	| plasma писал(а): |  
	| К тому же, по Попперу, ученый придумывая теорию только и думает о том, как бы мне ее опровергнуть. Такая картина не особо реальности соответствует. Обычно авторы ищут в первую очередь подтверждений теории, а не думают: как бы мне мою теорию фальсифицировать. |  Как раз потому что авторы в первую очередь ищут подтверждение своих теорий Поппер и рекомендует формулировать теории так чтобы они были фальсифицируемы. Иначе теория может далеко зайти на заблуждениях и самообмане автора.
 |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| C нами с 01.05.2006
 Репутация: 0.3
   
 |  | 
				
					| 
  Ну, вот как раз было бы интересно тут видеть знатока ("фанатичного адепта"), а не критика критика попперизма. Если сможете изложить тезисами как Вы восхищены попперизмом и почему, то и станет интересно.
	| Griphon писал(а): |  
	| Можешь считать меня "фанатичным адептом Поппера".   Ну ка, скажи еще раз.
   |    |  
					|  |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  |  
		| 
				| Возраст: 40      C нами с 24.05.2008
 Репутация: 101
   
 |  | 
				
					| 
		А вот интересно узнать почему? Как раз Поппер, в отличие от Куна, предлагает что знание накапливается в обществе постепенно. Я бы сказал, что с точки зрения Поппера, насколько я его понимаю, как раз только эволюция и возможна. С точки зрения куновских парадигм никакой эволюции нету. Только революционная смена одной парадигмы другой. Парадигмы несоизмеримы, как Вы любите говорить.
		  | Цитата: |  
		  | С точки зрения попперизма не может быть законов эволюции общества. |  
 
		С точки зрения Гегеля диалектику дискредитировать невозможно, поскольку это финальная стадия развития Мирового Духа. Гегель считал, что философия на нем закончилась и поэтому на научность такая теория вряд ли претендует.
		  | Цитата: |  
		  | Отсюда, основное стремление дискредитировать диалектику и заменить ее концепцией проб и ошибок. |  
 Целью всех постпозитивистов, на мой взгляд, было показать, что невозможно создать абсолютный научный язык, абсолютно познать мир и т.д. Ну и главное, нельзя исключить из науки роль исследователя, научного сообщества итд.
 
 
 
		Возможно, но скорее изучая историю науки Поппер пытается показать, что основная задача ученых именно фальсификация, а не проверка.
		  | Цитата: |  
		  | что авторы в первую очередь ищут подтверждение своих теорий Поппер и рекомендует формулировать теории так чтобы они были фальсифицируемы. |  
 
 
		На знатока не претендую, но как то так:
		  | Цитата: |  
		  | Если сможете изложить тезисами как Вы понимаете попперизм, то и станет интересно. |  1.  Наука начинается с проблем и развивается от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются критически.
 Наука начинается с проблем, а не с наблюдений, хотя наблюдения и могут породить проблему.
 Наука прогрессирует от одной проблемы к другой (а не от теории к теории)
 
 2. Схема развития науки по Попперу:
 Проблема-Теории-Проверка теорий-Новая проблема
 Наука может существовать только в процессе роста.
 
 3. Научная теория  имеет непустое множество фальсификаторов, опровержение которых позволяет опровергнуть теорию. Теории типа фрейдизма, марксизма или диалектики способны проинтерпретировать в своих рамках любое утверждение, поэтому опровергнуть их невозможно.
 
 4Для проверки теории из нее выбираются отдельные утверждения, которые не сводятся к другим теориям, а лучше противоречащие им.
 
 5. Теории - наши собственные изобретения. Они не навязываются извне, а представляют собой созданные нами инструменты нашего мышления. Наши открытия направляются нашими теориями  и теории не являются результатами открытий, обусловленных наблюдениями
 
 6. Фаллибализм (fallability - подверженность ошибкам) - все законы и теории следует считать предположительными. Эксперимент может дать лишь конечное число повторений. утверждение Б зависит от А всегда выходит за пределы опыта.  Истинность той или иной научной теории невозможно обосновать эмпирически.
 
 7. Поэтому мы разумом выбираем теорию из нескольких объясняющих явления, по неким внутренним субъективным критериям: правдоподобности, успешности использования в прошлом
 
 8. "Правдоподобность высказывания растет с ростом его истинного содержания и падает с ростом ложного содержания". Чем больше в теории нового, неожиданного, тем более она содержательная, тем она более правдоподобна. Но тем больше вероятность, что она целиком ложна и будет опровергнута.
 
 9. Цель науки не поиск истины, а поиск наиболее правдоподобной теории. Мы можем верить, что приблизились к истине, если новая теория объясняет все то что объясняла старая и кроме этого объясняет новые явления. Истинность теории, это лишь ее соответствие имеющимся у нас фактам.
 
 10. Существует "третий мир" знаний (первый мир внешний, второй мир - субъективный, конкретный разум). Туда относятся научные идеи, искусство итд. В отличие от Платона, третий мир Поппера не вечен, а создан человеком и изменяется. При этом Третий мир существует отдельно от конкретного человека
 |  
					| _____________________________
 Есть лишние вещи? Не поленись отнести их в Русскую Березу. Раменчане, которым лень ехать в Жуковский, могут отвезти вещи в Игумново.
 |  |  
	|  |  |  
		|  |  
		|  |  
		|  |  
 
 
 
 |