киноклуб


27 апреля Летна

25 Апр 2007, 22:09



Элегическая картина о последних уланах польской армии в сентябре 1939 г. Лётна («Летучая») – имя белой лошади, из-за которой среди улан идет соперничество. Каждый очередной владелец ее погибает, но тем не менее следующий претендент на нее с нетерпением ждет смерти предшественника, чтобы самому иметь возможность быть ее хозяином и «лететь» на ней навстречу немецким танкам..

год: 1959
страна: Польша
режиссер: Анджей Вайда
сценарий: Анджей Вайда, Wojciech Zukrowski
оператор: Ежи Липман
композитор: Тадеуш Бейрд
жанр: драма, военный
время: 90 мин

Показ в 20:00

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

riot_angel

СообщениеДобавлено: 27 Апр 2007, 12:00    Заголовок сообщения:
[Цитата]

"…И КТО САМ СТАЛ СИМВОЛОМ СМЕЛОСТИ И НАДЕЖДЫ…"

Кино, как и литература, могучий свидетель своего времени. Пришедшее на Олимп культуры в конце позапрошлого века, кино стало новым инструментом записи этой самой истории на пленку. Творцы-созидатели, литераторы и кинорежиссеры, оставляют в созданных произведениях искусства свое личное свидетельство пережитого ими отрезка истории. Да, для создания широкой панорамы культурной жизни страны или мира важны даже самые незначительные сюжеты и авторы. Но какие пронзительные и яркие мазки в этой панораме сделаны великими литераторами и кинематографистами! Ибо Господь дал им дар видеть и отражать Его мир, страдания человека, столкнувшегося со злом, борющегося с ним и силою своего духа побеждающего его.

Эта преамбула посвящена всем мастерам, оставившим в истории свои великие полотна. И, конечно же, мэтрам кино, и, конечно же, одному из великих мира кино - Анджею Вайде, поднявшему польский кинематограф на мировой уровень, сделавший национальное польское кино интернациональным.
Когда в прошлом году пану Вайде вручали "Оскара", почетный специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство, то даже формулировка, сопровождающая премию, была не только пиететной, но и очень распространенной: "…как самому уважаемому кинематографисту нашего времени, чьи фильмы дали зрителям всего мира художественный взгляд на историю, демократию и свободу и кто сам стал символом смелости и надежды для миллионов людей в послевоенной Европе".
Анджей Вайда уже перешагнул рубеж 75-летия. Время его рождения, роста и зрелости пришлось на трагические годы Второй мировой войны, социальных катаклизмов в его стране и в мире. Очень рано в жизнь его семьи пришла трагедия. Анджей родился в 1926 году, в 1939-м его отец Якуб Вайда попадает в плен, и вскоре в Харькове он был расстрелян. А весной 1940 года в местечке Катынь, к западу от Смоленска, органами НКВД было расстреляно около четырех с половиной тысячи польских офицеров. Сейчас Анджей Вайда задумал создать картину о Катынской трагедии. Работать над фильмом режиссер планирует вместе с российскими кинематографистами. "Катынь - трагедия, затронувшая оба наших народа. И такой фильм должен быть, как мне кажется, польско-российским"- так комментирует он свое решение.
Боль, пронзившая сердце сына, стала болью всех его картин, тема войны стала темой его кинематографических шедевров. Да, шедевров, высоко оцененных уже в начале его творческого пути. Судите сами: в 1954 году Вайда снял свой первый фильм "Поколение", в 1957-м - трагическую картину "Канал", и в том же году в Каннах получает за нее "Серебряную пальмовую ветвь". В своем недавнем интервью Вайда сказал: "Польское кино находится в трудной ситуации по той причине, что прежде основывалось на литературе, на огромном количестве романов и рассказов, написанных во время войны и после нее. Почти все они касались войны, которая остается нашей болью".
За годы творчества Анджей Вайда снял сорок фильмов, поставил более сорока театральных спектаклей, много работал на телевидении. Он снимал фильмы за рубежом и работал в театрах Югославии и Швеции, Великобритании и Швейцарии, СССР и США, Болгарии и Японии. В Кракове режиссер основал Музей искусства и техники Японии (MANGGHA).
Живой классик мирового кино всегда снимал кино, но его имя, его авторитет, его активная социальная позиция способствовали тому, что он занимал самые разные высокие посты в государственных учреждениях своей страны. С 1978 по 1983 год он возглавляет Союз польских кинематографистов, в 1988 году - Комиссию по делам культуры и средств массовой информации в Гражданском комитете, созданном Лехом Валенсой, с 1989 по 1994 год Вайда член сената польского сейма, а в 1996 году режиссера избирают вместо Федерико Феллини во Французскую академию кинематографии. Режиссер удостоен в Венеции "Золотого льва св.Марка" за творческий вклад в киноискусство, высших премий с той же формулировкой на МКФ в Берлине и в Брюсселе.
И все же главное, что движет знаменитым Вайдой, так это его режиссерский талант, его желание снять еще одно, не похожее ни на какое другое кино. "Для меня было важно узнать, что ждет от Вайды публика, - говорит мастер. - Хочется сделать работу, которая будет интересна и мне, и зрителям, особенно молодым. И тогда я обратился к Интернету и через него спросил, рассчитывают ли мои зрители на меня. Кроме всего прочего интересно было выяснить, какие же темы волнуют людей. Попросил написать на одну страницу - не более - историю, которая (а вдруг?) могла бы стать сюжетом будущей картины".
В ответ режиссер получил семьсот историй, в которых отражались проблемы и чаяния его сограждан. На призыв известного режиссера откликнулись его зрители, потому что любят его, верят в его талант и его способность через кино ответить на волнующие их проблемы.
В России, и еще раньше в Советском Союзе, Анджей Вайда был всегда любим зрителями. Молодые люди 60-х, 70-х, 80-х с трепетом ждали его новых работ. И когда на экране появлялся "Пепел и алмаз" (1958) или "Все на продажу" (1968), "Пейзаж после битвы" (1970) или "Земля обетованная" (1974), "Корчак" (1990) или "Пан Тадеуш"(1999), то каждый раз мы убеждались в том, как великий мастер умеет воспламенять сердца людей, как заражает умы молодых идеей свободной жизни свободного человека. Действующие лица фильмов Вайды не ходульны, но всегда героичны в самом высоком смысле этого слова. Они всегда личности, они всегда противостоят махине любого геноцида, машине государственного устройства, уничтожающей противостоящих ей Иешуа и Дантона, Корчака и пана Тадеуша, вечных романтиков и идеалистов, зовущих на борьбу за духовное освобождение.
Все фильмы Вайды - это предупреждение об опасности конформизма, "вырождения былых идеалов", "тихого обуржуазивания"…
"Я сделал пять серий фильма "Мои записки по истории", в котором рассказываю, как вижу историю своей страны начиная с давних исторических периодов, иллюстрируя его своими собственными картинами. Более десяти моих фильмов легко вписались в историю Польши. Увы, с 80-х годов иллюстрировать историю страны нечем. Не сделано ни одного фильма о военном положении, о переломном этапе. Мне очень недостает сценаристов, с которыми я работал. Я остался один. И катастрофически не хватает современного материала".
Грустные слова. Да что говорить, разве мы не помним снятый еще в 1968 году фильм "Все на продажу", в котором режиссер показал начало падения искусства, его приспособление под не слишком высокие духовные запросы толпы и, в конце концов, его приход к аморальности и безнравственности.
Всей этой напасти мировой попсовости противостоит бодрствующий интеллект Анджея Вайды, его живой и активный ум, его темперамент, его настойчивая устремленность работать, снимать, отдавать себя.
После вручения "Оскара" в прошлом году Анджей Вайда сказал, что премия была ему вручена за прошлые заслуги, но это не совсем так - ведь у него все только начинается.


больше информации здесь:
http://kinocenter.rsuh.ru/Wajda.htm

Показать сообщения:   
Страница 1 из 1