Юбилейный 100-й выпуск проекта "unsorted e.music".
Jean Michel Jarre
Сегодня, в ознаменование сотого выпуска, мы представляем вам не один-два альбома, а целую дискографию из десяти номерных альбомов одного из отцов-основоположников современной электронной музыки - Жана Мишеля Жара.
Все альбомы представлены в виде потрековых mp3-рипов (LAME 3.96 preset extreme), выполненных лично нами с аудио-дисков. Ценители оригинального CDDA-звука могут обращаться в личку за lossless-версиями всех представленных альбомов (2.7GB ape).
Было бы довольно курьёзно пытаться представлять Жан-Мишеля словестно в рамках нашего блога, но один факт, показавшийся мне интересным, всё-таки приведу: Жар установил четыре рекорда массовости музыкальных концертов, зафиксированных в "Книге рекордов Гиннеса":
1979 год - концерт на площади Согласия в Париже - 1 миллион зрителей;
1986 год - концерт в Хьюстоне - 1,3 миллиона зрителей;
1991 год - концерт в Париже "Оборона" - 2,5 миллиона зрителей;
1999 год - концерт в Москве - 3,5 миллиона зрителей.
Кстати, если вы не смогли по каким-то причинам (например в силу молодости) посетить московский концерт '97 года, - вы можете приобщиться к этому событию посредством просмотра его видеозаписи (есть как DivX-rip, так и оригинальный DVD9, обращайтесь).
Итак...
Дискография
В комментариях к альбому использованы материалы сайта jarre.kulichki.net.
1. "Oxygene" (1976)
Первое чисто дискографическое произведение Жан-Мишеля - "Oxygene" - имел огромный успех, став первым номером во всём мире и получив различные призы во Франции, а Жар был выбран "человеком года" в США. Жан-Мишель сочинил настоящую электронную симфонию, далёкую от повторяющейся, безжизненной и бесчувственной, как у "Kraftwerk", музыки. Синтезаторы здесь приобрели душу и совершили переворот в синтезированной музыке, которая тогда ограничивалась лишь набором шумов и грубых звуков, в ней не было поэзии. Жан-Мишель переносит нас к новым звуковым пейзажам, наполненным чувствами.
Этот альбом трудно охарактеризовать иначе как культовый. Именно звучание "Oxygene" сегодня является эталоном "аналогового синтезаторного звука", именно он символизирует рождение электронной музыки как самостоятельного явления. "Oxygene" - это прорыв для композитора, прорыв для электронной (той, что сейчас принято называть симфонической электронной) музыки вообще. Наверное, впервые электронная музыка вышла так далеко за рамки "элитарной" культуры. "Oxygene" как музыкальное произведение доступен для каждого. Каким-то образом этот альбом звучит современно и через 20 лет после издания (что для электронной музыки огромная редкость).
На сегодняшний день продано более 12 миллионов копий этого альбома!
2. "Equinoxe" (1978)
Второй по официальной дискографии альбом великого француза. И один из первых по значению в мире электронной музыки. Название альбома сегодня является почти нарицательным.
Если "Oxygene" - это музыка воздуха, то "Equinoxe" - музыка воды, дождя, тумана. Альбом по структуре более плотный, более целостный, и более динамичный; это уже не набор музыкальных пейзажей, а произведение со своим сюжетом и смысловой линией, все части которого очень плавно и осмысленно перетекают одна в другую.
Альбом имел успех в 35 странах и вывел Жара на мировой уровень. На сегодняшний день продано около 7 миллионов его экземпляров!
3. "Les chants magnetiques"/"Magnetic Fields" (1981)
Для любого композитора третий альбом всегда самый "опасный"; в истории современной музыки мало случае, когда третий альбом превосходил бы по известности первый; "Magnetic Fields" - именно тот редкий случай. В этом альбоме электронная музыка получила то, чего ей давно не хватало: скорость и динамичность. Это уже не созерцательность "Oxygene", не симфоническая динамика "Equinoxe", это нечто совершенно иное, некая предельно изменчивая среда, поле...
Альбом уже на первой неделе вошёл в лучшую европейскую десятку.
4. "Zoolook" (1984)
В своём четвёртом альбоме Жан-Мишель в очередной раз удивил всех. Он мог бы просто написать еще десяток oxygene-подобных альбомов - и уже тогда он бы считался одним из величайших композиторов в истории человечества. Но он всегда был на шаг впереди своей публики - признак настоящего гения. На этот раз он превратил синтезатор в камеру, с помощью которой он трансвормировал голоса, песни, слова различного происхождения и манипулировал ими. Он хотел прославить человеческий голос как главный среди всех инструментов.
"Zoolook" - явление в мире музыки совершенно уникальное. Если Oxygene при большом желании еще можно назвать продолжением работ Tangerine Dream и т.п., если Equinoxе при определенной бедности фантазии еще тянет на продолжение Oxygene, если Magnetic Fields вроде как логическое продолжение всего предыдущего, то с Zoolook все значительно сложнее. Здесь теория эволюции дает сбой. До Zoolook ничего близкого я назвать на могу, а после - до появления т.н. world music оставалось ждать еще почти десять лет. "Zoolook" - это не результат какого-то развития, это в чистом виде Творение. А такие вещи можно пересчитать по пальцам. Уникальность альбома заключается в том, что впервые отдельные (не хор) и не имеющие прямого смысла (не песня) вокальные отрывки собираются в цельное произведение и несут некий музыкальный смысл. Многие считают "Zoolook" лучшим альбомом Жарра, не меньше людей считают его худшим, но никто из его почитателей не остается к этому альбому равнодушным.
Незабываемая музыка! \\ Олег
5. "Rendez-vous" (1986)
Вышедший в день концерта в Хьюстоне, альбом был написан "по правилам" в течение двух месяцев, по мнению зрителей, которые присутствовали на концертах в Хьюстоне и Лионе, музыка будто написана для какого-то фильма. Два месяца- совсем небольшой срок, по этой причине слушатели не найдут здесь звуковых экспериментов, как в предыдущих альбомах. "Rendez-vous" можно считать самым "классическим" альбомом в дискографии Жара. Несмотря на это, лично я считаю его самым сильным по впечатлению произведением Жара.
Альбом посвящён памяти экипажа космического корабля "Challenger". Один из космонавтов, Рон Макнер должен был сыграть на саксофоне одну из пьес на концерте в Хьюстоне прямо из космоса. К несчастью, взрыв корабля всё решил по-другому.
6. "Revolutions" (1988)
"Этот диск посвящается всем детям революции: детям индустриальной революции, детям 60-х и компьютерной эры, детям эмигрантов и детям Dulcie September."
Альбом стал криком Жан-Мишеля Жара против ужасов апартеида. Композиция "September" посвящена Дульсии Септембе (Dulcie September), одной из южно-африканских жертв, преданной борьбе с апартеидом, которая была убита в Париже 29 марта 1988 года. В создании альбома также принимал участие Хэнк МАРВИН, известный гитарист из группы "Shadows".
Честно говоря, на мой взгляд альбом получился довольно неприметным.
"There will only ever be one revolution - The revolution that the children carry within them"
7. "En attendant Cousteau" (1990)
"En attendent Cousteu" - это дань уважения работе капитана Кусто. Вышедший в тот же день, что и концерт "Defense", альбом представляет собой настоящую оду природе. Группа ударников "Amaco Renegades" из Тринидада участвовала в записи первых трёх композиций. Трек "En attendant Cousteau" звучит в течение 45 минут! Это нежная, спокойная музыка словно сама бесконечность.
8. "Chronologie" (1993)
"Chronologie" стала тем, что позволило Жан-Мишелю ЖАРУ вернуться к более классическому стилю. Представляя 8 картин идущего времени, "Chronologie" - это воздух "Oxygen" с нежным ароматом "Equinox". Первый сингл с альбома "Chronologie 4" стремительно занял первое место по продажам синглов во Франции. Диск посвящён Стивену Хокингу (Stephen Hawking), автору "Краткой истории времени" ("Breve histoire du temps"), на которой основан альбом.
9. "Oxygene 7-13" (1997)
Двадцать лет спустя после колоссального мирового успеха "Oxygene" Жан-Мишель возвращается к истокам, к тому духу, в котором онсочинял первый "Кислород". Результатом стал альбом, смешавший в себе старое поколение аналоговых синтезаторов и новой технологии. Это возвращение к атмосфере и окружению "Oxygene", но с уислением ритма и чувства танца. Альбом достиг заметного успеха, попав в первые десятки хит-парадов многих стран Европы.
10. "Metamorphoses" (2000)
"Metamorphoses" начинают новую главу в карьере Жан-Мишеля. В этом альбоме он начал всё с чистого листа, порвав со стилем "Chronologie" и "Oxygene 7-13". В течение более двух месяцев он сочинял на юге Франции 24 пьесы, сохранив лишь 12 для альбома. Новизной стала интеграция с голосом. Конечно же, вокал всегда присутствовал в работах Жара, достаточно послушать "Zoolook", "Revolutions", "Eldorado" или "Chronologie", но это первый раз, когда он используется в такой мере. "Zoolook" ставил на первое место голос, но там звучал непонятный диалект, новый язык, созданный Жан-Мишелем и его синтезаторами. В "Metamorphoses" всё основано на реальных словах и истинных чувствах. Внимание, речь не идёт о настоящих песнях. Жан-Мишель действительно написал тексты, но слов в действительности не так уж много. Как и в "Zoolook", голос в дальнейшем был переработан и трансформирован с помощью электроники.
Жар пригласил для работы над альбомом девять музыкантов, причём только женщин (жительниц Нью-Йорка Laurie Anderson и Dieirdre Dubois, певицу в стиле техно Natacha Atlas, виолончелистку ирландской группы "The Corrs" Sharon Corr, а также Veronique Bossa, Lisa Jacobs, Cullard Xiangquian, Ute Eckerfeld и Ozlem Cetin). Каждая из них привнесла в альбом своё "я" и/или свой тембр голоса. Также на альбоме можно слышать голос самого Жара.
Альбом очень ритмичен, но Жар в очередной раз избегает ловушки поверхностной музыки. Он не использует примитивные звуки запрограммированных ударников, он создаёт в своей студии свои собственные звуки и ритмы. Он делает их более изящными, чувственными, что совсем не характерно для 90% современной электронной музыки.
Этот альбом можно рассматривать к некого рода возвращение к истокам, не к аналоговым синтезаторам, а к абстрактной музыке, к звуковым экспериментам. Жан-Мишель захотел всем доставить удовольствие, исследуя новый путь и оставляя те дороги, которыми он шёл, создавая "Chronologie" и "Oxygene 7-13". В результате получился альбом, который стал одним из лидеров современной музыкальной продукции, альбом который поразил всех своей оригинальностью и работой над звуком.
Название "Metamorphoses" напоминает не только о смене тысячелетий, но и говорит о новой музыке, не похожей на стиль Жан-Мишеля Жара.
Автор | Сообщение |
---|---|
Помню ездил в 97 на 850-летие Москвы. Неплохо отжог на здании МГУ. )) |
|
"И я, и я, и я того же мнения". (C)
|
|
А Equinoxe? А Magnetic Fields? А Rendez-vous?? |
|