Страна: Великобритания
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Автор оригинала: Стивен Кинг
Жанр: фильм ужасов, триллер
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд
Продолжительность: 119 мин.
Стэнли Кубрик всегда отличался «всеядностью» в отношении жанров – чего только он не перепробовал за свою карьеру! - военные фильмы, костюмные постановки, драмы, фантастические ленты, комедии… Однако, даже в контексте такого разнообразия обращение к жанру хоррора может показаться странным. Артхаусные творцы редко удостаивают своим вниманием эти «страшилки». А потом, к 80-му году эта территория была изъезжена вдоль и поперек. На тот момент уже были созданы и классические слэшеры типа «Техасской резни бензопилой» и «Хэллоуина», и интеллектуальные ленты вроде «Часа волка» Бергмана. Что же такого оригинального Кубрик мог предложить зрителю на этот раз?
Как и в большинстве своих прежних картин, сценарий Кубрик написал по литературному первоисточнику. На этот раз основой послужил роман «короля ужасов» Стивена Кинга. Сюжет простой: в горный отель «Оверлук» приезжает смотрителем на зиму писатель Джек Торренс с женой и ребенком. Джека предупреждают, что им всю зиму придется жить полностью изолированными от внешнего мира, и что с прошлым смотрителем случилась трагедия: он зарубил свою семью топором и застрелился. Однако, Джек относится к предупреждениям снисходительно и соглашается на предложенные условия, да и жена не против. В отель не хочет ехать только их сын – он, обладая пророческим даром, предчувствует неладное…
Прежде всего, надо отметить, что Кубрик очень вольно обошелся с первоисточником (за что до сих пор критикуем Стивеном Кингом), сместив акцент с мальчика-прорицателя на загадочные «петли времени» (внимание, спойлер! чтобы прочесть текст - выделите белую облась мышкой).Думаю, смотревшие фильм согласятся со мной, что больше всего в нем шокируют не реки крови и даже не сумасшедшие выходки Джека Торренса, а последний кадр, а котором мы видим Джека на фотографии 1921 года. Режиссер размыл в «Сиянии» грани между настоящим, прошлым и будущим, между здоровьем и безумием, создал атмосферу необъяснимого и всепроникающего ужаса, который основан не столько на типично слэшеровых приемах (типа зарубленных тел или полуснгнивших трупов), сколько на невозможности в полной мере понять и осознать происходящее.
В принципе, уже в «Сиянии» появились те мотивы, которые в дальнейшем будут гениально развиты в последней ленте режиссера – «С широко закрытыми глазами». Отель «Оверлук», наподобие кафкианского Замка (или того загородного особняка в Eyes Wide Shut) – некий особый мир, соприкосновение с которым не проходит бесследно ни для одного героя фильма. Даже жена Джека – классическая мать-домохозяйка – и та в конце стала видеть погибших обитателей отеля. Что это – безумие, как у Джека, или «сияние» (то есть дар видеть прошлое будущее), как у мальчика? Финальная пробежка по лабиринту (метафора разума), освещенному неоновым светом, дает нам возможность сказать: и то, и другое.
Вот только если для Джека это было окончательной потерей рассудка (завершившееся символическим замерзанием), то для мальчика – наоборот, озарением, которое помогло спастись в этой экстремальной ситуации. Ну и, конечно, этим сиянием был озарен сам Кубрик, когда создавал фильм, ведь гениальность – это тоже своего рода безумие, смешанное со способностью видеть мир по-особому.
Кубрик снимал «Сияние» около года, что по меркам американского кино чрезвычайно долго (обычно съемочный период длится два-три месяца). За это время режиссер довел своих актеров почти что до нервного срыва, но – получившийся результат сполна окупил все затраченные усилия. Удивительно, что Джек Николсон не получил «Оскар» за роль Джека Торренса – иначе как фантастической его игру не назовешь. Кульминацией актерского перформанса стала фраза «Вот и Джонни!», вошедшая в число самых популярных киноцитат.
Впоследствии этот момент был многократно спародирован в самых разных картинах – начиная от ужастиков и заканчивая комедиями (как, впрочем, и целый ряд других сцен), а в целом «Сияние» было признано одним из лучших триллеров за всю историю кинематографа…
рецензия Сергея Уварова
Показ в 20:00
Автор | Сообщение |
---|---|
алле, мы же этот бред смотрели |
|
Это очень шикарный бред. |
|