киноклуб


4 мая Человек из железа

03 Май 2007, 8:16


Режиссер: Анджей Вайда (Andrzej Wajda)
В ролях: Мариан Опания (Marian Opania) , Франтишек Тжесяк (Frantiszek Trzeciak) , Богуслав Собчук (Boguslaw Sobczuk) , Кшиштоф Яншар (Krzysztof Janczar) , Вислава Космальска (Wieslawa Kosmalska) , Ирене Бирска (Irene Byrska) , Ежи Радзивилович (Jerzy Radziwilowicz)
Страна производитель: - Польша
Длина: 140 мин.
Год выпуска: 1981

Продолжение рассказа о героях фильма «Человек из мрамора», ставших участниками исторических событий августа 1980 г., когда стачка рабочих гданьской судоверфи привела к волне забастовок по стране и к созданию профсоюза «Солидарность».
Съёмки велись А. Вайдой по горячим следам событий, были использованы документальные кадры того периода. Прямо с монтажного стола фильм был направлен на Каннский фестиваль, где получил приз Экуменического жюри.

подробная рецензия в комментариях
к сожалению к фильму есть только русские субтитры, язык - польский
Показ в 20 00

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

riot_angel

СообщениеДобавлено: 03 Май 2007, 8:17    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Продолжение «Человека из мрамора» почему-то считается многими, включая даже сторонников «Человека из железа», политически более ангажированным, чтобы не сказать - конъюнктурным произведением, сделанным в угоду явно протестным настроениям в польском обществе на рубеже 80-90-х годов, которые и привели к открытому конфликту с властями, а затем - к введению в декабре 1981 года военного положения в стране. И обстоятельства создания фильма будто бы подтверждают версию насчёт поспешности его появления на свет и сиюминутной злободневности того, о чём рассказывается по ходу действия. Когда на судоверфях Гданьска в августе 1980 года начались новые волнения рабочих и была создана «Солидарность», сценарист Александр Сцибор-Рыльский находился за границей, но он всего лишь за шесть дней, основываясь на магнитофонных записях очевидцев тех событий, набросал сюжет «Человека из железа».
Сын Матеуша Биркута - Мачей Томчик, носящий эту фамилию по настоянию матери, присутствовал ещё в современных сценах «Человека из мрамора», однако стал полноправным героем во второй части, поскольку работает на судоверфи в Гданьске и является активным участником нового профсоюзного движения, которое создано самими трудящимися, а не навязано партийными органами. Журналист Винкель, направленный для того, чтобы своими репортажами скомпрометировать забастовщиков, включая и Томчика, пытается любыми способами внедриться в рабочую среду и выведывает разные сведения о Мачее, о ставшей его женой Агнешке, которая ныне оказалась в тюрьме за содействие участникам «Солидарности». Винкель поставлен перед моральной и политической дилеммой, должен сделать решающий выбор в сложной ситуации общественных потрясений. Поступит ли он так же, как Мачей и Агнешка, а задолго до них - Матеуш Биркут, который тоже появляется в ретроспективных эпизодах, окончательно проясняющих, что с ним случилось в «период безвременья»?
«Человек из железа» лишь очевиднее, чем «Человек из мрамора», подтверждает, что две самых политизированных киноработы Анджея Вайды, если к ним внимательно приглядеться, а тем более -отбросить всякую идеологическую предубеждённость, являются не чем иным, как современными притчами. Пересматривая сейчас эти фильмы, подвергнувшиеся оскорбительному разносу в советской прессе (особенно досталось «Человеку из железа» от весьма умного критика Евгения Суркова, тогдашнего главного редактора журнала «Искусство кино»), понимаешь, что их автор был отнюдь не в слепом услужении у скоропреходящих политических страстей, а прозорливо глядел в будущее. Пройдёт эпоха открытой сшибки одержимых революционных романтиков (к коим следует отнести и Леха Валенсу, лидера «Солидарности», который впоследствии стал малоудачным президентом изменившейся Польши) с ненавистным общественным режимом - и наступит совсем новая эпоха некоего «человека из глины», каковым, например, кажется тележурналист Винкель в точнейшем исполнении актёра Мариана Опани.
Собственно говоря, Вайда предупреждал об опасности «тихого обуржуазивания» с момента появления в 1960 году ленты «Невинные чародеи», тем более - в «Охоте на мух» (1969), ещё через девять лет - в картине «Без наркоза». И хотя он пока что не снял третью часть «Человека из…», ограничившись к 25-летию «Солидарности» полудокументальной новеллой «Человек с надеждой», где есть стремление трезво осмыслить уроки четвертьвековой давности, можно всё-таки надеяться, что Анджей Вайда успеет напоследок высказаться о другом человеке из «ещё не сгинувшей Польши».
http://kinanet.livejournal.com/564970.html

Показать сообщения:   
Страница 1 из 1