киноклуб


-киноклуб- 18 октября * Любить

14 Окт 2009, 1:43


1968, СССР, драма, 1ч.9мин.

Режиссер: Михаил Калик
В ролях: Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Сергей Гурзо, Лев Круглый, Светлана Светличная, Георге Швитки, Антонина Лефтий, Алексей Эйбоженко, Марианна Вертинская, Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Анастасия Вознесенская...

Композитор: Микаэл Таривердиев


«Любить» – необычная лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Казалось бы, такой простой вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных и крупных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью на улице создатели фильма, и священник А. Мень, размышления которого перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах, снятых по произведениям современных писателей, великолепно сыграли Л. Круглый, А. Фрейндлих, С. Гурзо-младший, С. Светличная (по всей вероятности, это ее лучшая роль, продемонстрировавшая драматические грани ее актерского дарования, так и не использованные в дальнейшем). Претензии, предъявленные фильму, и насильственное вторжение в художественную ткань, удаление эпизодов и перемонтаж, вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять свои права через ВААПП, тем не менее, фильм был снят с экрана.

Попытка властей завести против режиссера уголовное дело в связи с платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (практика, которой следовали в то время многие), явное давление, изъятие картин на основании того, что фильмы принадлежат не лицам, их сделавшим, а киностудиям и государству, побудил режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма «Любить», смонтированные по авторскому плану, пропали при тех или иных обстоятельствах, фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 г. за границей (новый вариант отличается от первоначального)."

Михаил Калик родился 29 января 1927 года в Архангельске. С 1949 по 1951 г. учился на режиссерском факультете ВГИКа, с несколькими другими студентами был арестован по делу Молодежной антисоветской террористической организации, осужден трибуналом войск МВД Московского военного округа и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей, прошел несколько тюрем и лагерей, в том числе Лефортово и Озерлаг. Освобожден и реабилитирован в 1954 г., после чего был восстановлен на третьем курсе института.

Арест фильмов Калика означал крах надежд интеллигенции 60-х годов на творческую свободу и начало эпохи «диссидентства» 70-х. Эти годы стали периодом «оккупации» властями того маленького вольного «государства», что образовалось в период Оттепели. Одни из граждан этого государства выбрали путь скрытого сопротивления (например, авторы альманаха «Метрополь»); другие, как Калик (и позже—Тарковский), лишенные возможности снимать независимое кино, выбрали судьбу эмигрантов.


Без картин Михаила Калика невозможно представить кинематографическую культуру эпохи Оттепели—его имя с полным правом входит в когорту крупнейших кинорежиссеров 60-х годов. Каждый фильм Калика—яркое оригинальное произведение, которое, как и положено творению поэта, с кристальной чистотой «являет свой век и край» и ничего не теряет в переводе на язык другого века. Художника нельзя вычеркнуть из списка живых, потому что место поэта во времени не может быть вакантным или занято кем-то другим. Картины режиссера—это своего рода рукописные свидетельства эпохи, а как известно, «рукописи не горят»,— те, что продиктованы свыше и обращены не только к своему времени, но и ко всем будущим векам. Именно ответственность художника за свой дар, а отнюдь не гордость и упрямый нрав, заставляла Калика сопротивляться действиям цензуры—в ущерб не только самому себе, но даже выходу своих фильмов на экран. Но посвященные в тайны творчества свидетельствуют, что «признак современности искусства отнюдь не в своевременности его общепризнанности, следовательно, не в количественности, а в качественности этого признания.
Искусство режиссеров «оттепельной» эпохи—Марлена Хуциева, Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Михаила Калика и многих других—подготовило появление во второй половине 60-х и начале 70-х годов нового поколения кинематографистов, по-своему продолжающих новаторский опыт предшественников. Благодаря им кинематографический язык стал почти столь же гибким и пластичным, как и язык литературы, возникло отечественное «авторское кино». Опыт общения между представителями советской и зарубежной кинематографии (который стал возможным в эпоху Оттепели) способствовал появлению ряда шедевров нашего киноискусства (хотя некоторые из них еще долго оставались неизвестными на родине).
В 90-е годы творчество Михаила Калика заново приходит к отечественным кинозрителям: телевидение постепенно знакомит нас с картинами режиссера, хотя восполнить провал во времени не так просто. Осенью 1996 года в доме Ханжонкова состоялась ретроспектива фильмов Калика, одновременно посвященная памяти Микаэла Таривердиева, под названием: «Звездный дуэт: Калик—Таривердиев». В последний день ретроспективы, на который был назначен творческий вечер режиссера, в зале дома Ханжонкова собрались его друзья и зрители, чтобы поздравить с днем рожденья, выразить свою любовь, признательность и просьбу почаще приезжать в родной город. Весь вечер звучала музыка Микаэла Таривердиева, написанная не только к фильмам Калика, но и к произведениям молодого режиссера Сергея Урсуляка (с которым композитор работал уже в 90-е годы). Этого современного художника увлекает стиль «ретро», что особенно ярко проявилось в фильме «Русский рэгтайм», который по своей внутренней теме и изобразительной манере близок творчеству Михаила Калика. Картина Урсуляка «Сочинение ко дню победы» (1998) выразила острую потребность современного кинематографа в целостном поэтическом мироощущении. В эпоху, когда искусство обрело независимость от официальной власти, освободилось от ее навязчивой опеки, обнаружилась другая беда—художник утрачивает внутреннее ощущение свободы и непосредственность мировосприятия—качества, которые были так присущи оттепельной культуре, лирическому кинематографу Калика, и по которым так тоскует наше время. Очень хочется, чтобы в начале нового века эта тоска превратилась в «ностальгию по настоящему».
Сегодня Михаил Калик продолжает жить в Израиле и редко приезжает в Москву. Но Рильке однажды сказал: «Есть такая страна—Бог. Россия граничит с ней». А Марина Цветаева продолжая мысль, заметила: «Россия никогда не была страной земной карты. И ехавшие отсюда—ехали именно за границу: видимого».


Начало в 18:00

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

me21

СообщениеДобавлено: 20 Окт 2009, 19:07    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Спасибо за отличный фильм!
Если автор позволит, хотелось бы скопировать диск.

Not_blond

СообщениеДобавлено: 20 Окт 2009, 20:54    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Фильм оставляет теплое впечатление. Очень приятно было смотреть и обсудить. Каждый для себя может что-то почерпнуть, так как представлены разные сюжеты и формы донесения информации до зрителя.

С удовольствием бы посмотрела другие фильмы режиссера Улыбочка

Ps Спасибо за показ Подмигивание

Greendaizer

СообщениеДобавлено: 20 Окт 2009, 21:47    Заголовок сообщения:
[Цитата]

да конечно диск можно скопировать!

polinadoroty

СообщениеДобавлено: 20 Окт 2009, 22:22    Заголовок сообщения:
[Цитата]

я бы тоже хотела скопировать, фильм очень понравился. к кому обратиться?

Ольга

СообщениеДобавлено: 21 Окт 2009, 0:03    Заголовок сообщения:
[Цитата]

в контакте фильм в видеозаписях лежит,если вбить любить калик.это для тех,кто хочет прям сейчас посмотреть,не делая копию.

Ольга

СообщениеДобавлено: 21 Окт 2009, 0:34    Заголовок сообщения:
[Цитата]

на торрентсе тоже есть

Ценитель_Ценительниц

СообщениеДобавлено: 23 Окт 2009, 17:03    Заголовок сообщения:
[Цитата]

Спасибо за фильм и режисеру и Жене )

Показать сообщения:   
Страница 1 из 1