Иногда я вспоминаю те уроки мудрости, которые я получил в школе и институте. Как много иногда можно извлечь из тех знаний, которые нам дают. Вот один пример из моей студенческой жизни. Я помню, как нам объясняли взятие несобственных интегралов на семинаре. Несобственный интеграл – это интеграл от функции на участке, где она принимает бесконечное значение, либо интеграл на бесконечном интервале. Грубо говоря, несобственный интеграл можно представить как площадь бесконечно длинной и бесконечно сужающейся фигуры. Я помню, как преподавательница говорила: «Для того, чтобы найти интеграл в бесконечности, надо сначала от этой бесконечности ОТОЙТИ». Допустим, какая-то функция, принимает бесконечное значение в некоторой точке. Как найти несобственный интеграл от неё? Надо отойти от этой точки на эпсилон и взять интеграл от конечной функции, а затем, устремив эпсилон к нулю, перейти к пределу... Я не помню дословно, что именно она сказала, но почему-то эти слова – «отойти от бесконечности» отпечатались в моей памяти. Я почувствовал в них какой-то глубокий философский смысл много позже. Мне показалось, что вся история мировой культуры есть в этих словах: люди отошли от бесконечности и пытаются перейти к пределу. Всю свою историю люди пытаются познать бесконечность, говорят о вещах, недоступных конечному разуму, всё время углубляя и углубляя знания о них; «устремляют эпсилон к нулю», переходя на новые уровни абстракции…
Как же смешно выглядят в этой погоне за бесконечностью люди, которые кричат: «Нашёл!», которые претендуют на абсолютное знание и понимание, которые говорят, что им принадлежит истина. Не верьте тем, кто скажет, что они познали истину и готовы поделиться ей с вами, ибо истиной нельзя поделиться. Не ищите идеалы среди людей, ибо идеальных людей не бывает. Вспомните слова Галича: «…а боятся-то надо только того, кто скажет: «Я знаю, как надо». Гоните его, не верьте ему. Он врёт: он не знает, как надо».
А как страдают поэты и философы от невозможности выразить невыразимое. Они тоже вынуждены «отходить от бесконечности», придумывать метафоры, сравнивая свои собственные ощущения с чем-то совершенно посторонним. Любая метафора – это «отход от бесконечности». Когда не хватает слов, мы вынуждены прибегать к сравнениям. А притчи, а сказки? То же самое. Реальный мир проецируется на упрощённый мир сказки, чтобы наглядней показать некоторые механизмы, существующие в нём. Не подобными ли вещами заняты чертёжники, которые рисуют изображение детали в трёх проекциях? Каждая проекция изначально более примитивна, чем сама деталь. Она двухмерна, в то время как сама деталь трёхмерна, но по трём проекциям можно понять, как эта деталь выглядит, представить её образ в сознании, а затем воплотить его в материю…
Впрочем, примеров можно привести кучу, да и мысли подобные уже высказывались не раз… Что я хотел показать этой историей… Да, одну простую вещь: неважно кого вы слушаете, важно, что вы слышите при этом. Неважно о чём говорят, важно, какие мысли у вас возникают при этом. Не важно у кого или у чего учится, ибо вся мудрость мира изначально содержится в нас самих, надо только найти ключ к ней… Ищите ключ, а не истину, доверяя только своему сердцу. Помните слова Будды: "Будьте сами светом для себя".