1000 дней


Метнер

04 Фев 2008, 11:35

Три цикла пьес «забытые мотивы» ор.38,39,40 построены на излюбленных Метнером жанрах-танцах и канцонах сонаты - «Сонату Воспоминание» и «Трагическую».
Название циклов не случайно. В процессе композиторской работы Метнер создавал огромное число тем, которые не мог сразу же применить в данном сочинении. Темы записывались и откладывались в специальный чемодан для того, чтобы в будущем можно было к ним вернуться. Эту свою черту Метнер в шутку называл «перманентной безвременностью темами» и неоднократно сетовал, что все его изданные опусы составляют лишь малую часть того «богатства», которое скопилось в «музыкальном чемодане».
К «сокровищам музыкального чемодана» Метнер обратился, работая над циклами «Забытых мотивов», каждый из которых получился ярким и своеобразным. Первый цикл строиться по принципу образного контраста: задушевная «Песнь на реке» сменяется темпераментным «Сельским танцем», с его характерным волыночным басом. Прихотливый «Грациозный танец» ярко контрастирует с полным огня и блеска «Праздничным танцем».
Средством объединения пьес в цикл служит приём обрамления: цикл начинается и завершается темой - лейтмотивом «Сонаты-Воспоминания», дающей ключ к его общесмысловой трактовке. Таны и канцоны цикла оказываются звеньями одного большого рассказа, а может быть фрагментами чьих-то воспоминаний, начало которым было положено первой сонатой.
Два последующих цикла «Забытых мотивов» открывается «Сонатой-Воспоминанием». Об этой сонате А. Б. Гольденвейзер написал в 1923 году «Дух истинной поэзии и глубокой внутренней значительности делает её одним из самых замечательных достижений творчества Метнера». Есть сведения, что сам композитор очень любил это сочинение , считая сонату своей настоящей творческой удачей. Самый замысел «Сонаты Воспоминания» определил круг тем, что в этом произведении и его общий лирико-повествовательный тон.
В сонате Метнер отказывается от принципа резких образных контрастов и вводит большое количество лирических тем, как бы повествующих сквозь дымку воспоминания. Это обычно темы грустные, лирически-задумчивые, никнущие. Таков и основной образ сонаты - её нежно-поэтическое вступление.
Это вступление звучит трижды, начиная и заканчивая всё произведение и появляясь перед разработкой - единственным драматически насыщенным разделом сонаты. С этой же темой Метнер не расстаётся и в других пьесах «Забытых мотивов»: она обрамляет «Канону - серенаду» и завершает собой весь цикл ор.38. основная тема сонаты - тема печально-задумчивая с яркой декламированной основой.
Она неоднократно возвращается в сонате. Повествовательный тон сонаты наложил отпечаток и на характер её развития. Форма рассказа-воспоминания и позволяла композитору часто повторять ту или иную музыкальную мысль или отдельные разделы. Так, экспозицию сонаты Метнер повторяет дважды, и каждый раз вводит новые темы, которые не контрастируют с основным образом, а скорее дорисовывают его.
Широко развитые элегические темы составляют, значительный раздел сонаты и ещё более углубляют её лирико-поэтический характер.
Естественным завершением экспозиции служит широко развитие появившейся в её конце темы вступления. Этот идиллически-спокойный возвышенный образ отделяет неторопливое повествование тем первого раздела сонаты от драматически насыщенной, сумрачной разработки. Введение разработки такого характера очень оправдано в произведении-воспоминании связанном с событиями давно ушедших дней.В рассказе оживают страницы прожитой жизни, которая иногда оборачивалась к герою повествования и самой тяжелой своей стороной.
В разработке два раздела. В первом(Svegliando)присутствуют две побочные партии: утратив свой песенный характер, они подчинены здесь общему, драматически-взволнованному тону разработки.
Второй этап развития связан с чрезвычайно напряженным перевоплощением главной партии, которая растворяемся здесь в целом потоке энергичных фигураций. В ходе развернувшейся борьбы основная тема побеждает и торжественно звучит в своём прежнем благородном облике.
Момент становления основной темы открывает последний раздел сонаты - репризу. Как бы стремясь пополнить свой рассказ ещё одной деталью, Метнер вводит в репризу новый образ - светлую песенную тему в соль мажоре.
Соната заканчивается трогательно звучащей темой вступления, которая окутывает дымкой воспоминания весь этот проникновенный рассказ.

Автор Сообщение
Нет комментариев к этой записи
Показать сообщения: