Дневник заядлого оптимиста


"Волшебный мир веера"

29 Янв 2008, 19:30

Для любителей музеев и выставок да и вообще чего-нибудь интересного и прекрасного:)

На днях в Москве, в Государственном музее А.С. Пушкина, открылась выставка "Волшебный мир веера". Среди экспонатов выставки основную часть составляют веера из собрания Московского музея-усадьбы "Останкино".

С легкой руки Екатерины II эта изящная вещица прочно вошла в жизнь русского общества. В эпоху правления императрицы веер переживает особый расцвет. Изначально используемый лишь из соображений комфорта, веер из предмета утилитарного превращается в модный аксессуар.

На выставке представлены веера XVIII-XX веков английских, французских, голландских и российских мастеров. Вырезанные из слоновой кости, перламутра, панциря черепахи, коровьего рога... Кружевные, расписные, вышитые гладью, бисером, блестками, пайетками.

В центре экспозиции - древнейший и самый ценный вид веера - опахало. На плоском, укрепленном на рукояти экране изображены театральные сцены, а на его обороте напечатаны диалоги из пьес и водевилей. Наибольшей популярностью у дам того времени пользовались складные веера, состоящие из соединенных воедино разрозненных пластин и прикрепленного на них экрана.

Сюжеты вееров изображали галантные сцены: общество в парке, трепетные любовные свидания, а также пастухов и пастушек, библейские легенды, копии картин известных художников.

- Тон веерному буму задавала Европа, работы французских и английских мастеров считались настоящими шедеврами, - рассказала "Известиям" один из авторов выставки, главный хранитель Московского музея-усадьбы "Останкино" Ирина Ефремова. - Во Франции очень любили плотную живопись - она покрывала весь экран. В России, наоборот, предпочитали оставлять пустое пространство, да и сама живопись была наивной. Русские мастера воспроизводили в художественном образе сельские праздники с танцующими крестьянами.

К концу XIX века происходит смешение форм и размеров вееров. Во французских обильно употребляется перламутр, золотые пластины и жемчужины. Конечно, веер могли позволить себе только аристократические слои. Веерами очень дорожили: наряду с другими ценными предметами они подробно регистрировались в имущественных описях и передавались от одного лица к другому по наследству.

Складной веер был неотъемлемой деталью дамского туалета. Веер обычно изготавливался на заказ к какой-либо парадной одежде. Были свадебные веера - с пейзажами и лебедями, и траурные веера, выдержанные в темных тонах.

Светской даме этот аксессуар помогал постигать искусство изощренного кокетства. Был даже изобретен специальный веерный язык, названный "маханием", для освоения которого требовалось приложить немало усилий. К примеру, если дама хлопала веером по левой руке, это означало следующее: она просит всё держать в секрете. Если кокетливо опускала глаза за веер, то объяснялась в любви кавалеру. Некоторые женщины так усердно манипулировали веером, что за ними закрепилась слава щеголих, а их махание веером принимали уже за настоящее волокитство. По этому поводу даже родился каламбур: "Одного любить не в моде, нынче машут по погоде".

Кстати, в музейных архивах есть упоминания о необычных формах вееров, которые вполне могли принадлежать мужчинам. Один маскарадный костюм сопровождал веер в виде кинжала. Обладателем такого веера скорее всего был утонченный франт.


Завтра поеду на разведку, а после поделюсь впечатлениями Улыбочка

Автор Сообщение
Нет комментариев к этой записи
Показать сообщения: