Премьера
В России:30.08.2007
Кинокомпании
Производство: Слон, Россия, 2007
Кинопрокат: Парадиз
"Путешествие с домашними животными" (2007)
Продолжительность: 97 мин.
драма / мелодрама
Режиссёр: Вера Сторожева
Сценарий: Аркадий Красильщиков
Продюсер: Сабина Еремеева
Оператор: Олег Лукичев
В ролях: Дмитрий Дюжев, Анна Михалкова, Михаил Ефремов, Ксения Кутепова
Это история Натальи, "проданной" замуж в 16 лет прямо из детского дома. Тяжелое 19-летнее одиночество "вдвоем" с нелюбимым, ограниченным и жестоким человеком в доме на заброшенном полустанке заканчивается вместе со смертью нелюбимого мужа. Наталья преображается на глазах, открывая для себя мир, свободный от представлений и привычек, навязанных чужой силой и волей. А встреча с Сергеем — водителем грузовика, наполняет ее жизнь ожиданием любви.
"Путешествие с домашними животными" - картина, взявшая резкий и победный старт. На последнем Московском кинофестивале она получила первый приз - "Золотого Георгия". Одновременно фильм вызвал жесткую критическую полемику. Диапазон откликов широчайший: от умиления героиней Ксении Кутеповой, одиноко разъезжающей на дрезине в подвенечном платье, до желчного сарказма скептиков, интересующихся, к чему бы этот поэтический жест, если она не только замуж не собирается, а наоборот, на любовника, потенциального жениха, ружье наставляет. Можно, конечно, злобствующих обвинить в нечувствительности сердца. Но явно дело тут не во вкусах, о которых не спорят. Речь скорее о противоречии, которое заложено в конструкцию фильма.
"Путешествие..." похоже на феминистское кино. Женщина, похоронив постылого старого мужа-стрелочника, вместо скорби чувствует радость освобождения. Или, не по-нашему будет сказано, эмансипации. Радость тем основательнее, что муж был скрягой, жену держал за бесплатную работницу и, померев, оставил кучу денег. Теперь она открывает для себя удовольствия жизни. Возможность быть требовательной в постели - краткая реплика "Разденься!", обращенная к шоферу, герою Дюжева, и ружье, подкрепляющее просьбу покинуть дом после любви, красноречиво говорят, кто здесь хозяин. Точнее, хозяйка. Другая радость - возможность самостоятельно тратить деньги. Наталья, в первых кадрах закутанная в платок, словно бабка 30-х годов, преображается в поэтическую барышню. С плазменным телевизором в доме. С красным брючным костюмом, в который она наряжается, как только у будки случайно останавливается поезд. Метафора понятна - перед ней все дороги открыты. И только по одной - тоскливой колее супружеской жизни с "хозяином" - она точно идти не хочет.
Понятно, что попытка выйти за сюжетные схемы, по которым успех женщины измеряется пойманным в ее сети мужчиной, достаточно нова для нашего кино. Исключения за давностью лет почти не помнят. Я о комсомолках из фильмов 30-х годов, которые по призыву партии отправлялись, скажем, лечить или учить оленеводов на далекий Север. Но в современном кино поворот в сторону от мелодрамы нельзя не "заценить", как пишут в блогах. Тема новой эмансипации женщины, как ни странно это звучит, чрезвычайно актуальна. Хотя бы потому, что в массовом порядке юным и не очень созданиям женского пола внушается, что они имеют ценность только как объект мужского внимания. На этом фоне фильм Веры Сторожевой - прорыв, который надо приветствовать аплодисментами.
А дальше начинаются вопросы. Я даже не о том, что "освобожденная" вдова, которую авторы предусмотрительно снабдили наследством, решительно не имеет нужды работать. Это вам не европейское кино, где эмансипированные юные женщины мучаются выбором профессии, карьеры, необходимостью зарабатывать на съем жилья и прочими земными проблемами. Наши авторы эти темы считают, видимо, мелкими, неинтересными. И переводят разговор сразу в "высокое" русло: если героиня не идет замуж, то идет в храм. Муж ей не нужен, но нужен ребенок. Не совсем тривиальная дилемма, скажем прямо.
Но более интересно все же другое. Ксения Кутепова играет два разных состояния своей героини. В одном случае перед нами простая крестьянка, немногословная, сильная, цельная, верующая в Бога. Для такой натуры идеи феминизма в принципе неактуальны - для нее речь идет не об "освобождении", а о следовании воле Божьей. В другом варианте Кутепова создает персонаж почти феллиниевский. Натуру тонкую, поэтическую. Соответственно, такая Наталья скорее должна была искать опору в лице мужчины-хозяина. И тогда - прости-прощай феминизм.
Вот и получается, что в фильме Сторожева намечает три линии, которые, как лебедь, рак и щука, тянут произведение в разные стороны. То ли к крестьянской традиции, то ли к героине поэтического кино, то ли к рождающейся сильной самостоятельной женщине. Лети, куда хочешь...
Жанна Васильева