«Эван Всемогущий» (“Evan Almighty”), 2007
Режиссёр: Том Шадьяк
Сценарий: Стив Одекерк
Оператор: Йен Бейкер
Композитор: Джон Дебни
Продюсеры: Стив Карелл, Нил Моритц, Том Шадьяк
В ролях: Стив Карелл, Морган Фриман, Лорен Грэхэм, Ванда Сайкс и другие.
Как сказал бы Морган Бог Фриман: «Если ты молишь Господа о том, чтобы он помог снять хороший сиквел комедии, Бог не делает твой фильм смешным, он только даёт тебе шанс сделать уморительный фильм на заданную тему». Но наделяет ли тебя Господь при этом чувством юмора — другой вопрос.
Конечно, нельзя сказать, что у Тома Шадьяка, да и у авторов сценария диптиха «Всемогущий» совсем уж отсутствует чувство юмора. Но, к сожалению, юмор картины далеко не первой свежести, и прежде всего потому, что создатели фильма не дали себе труда пройти весь путь киносозидания: имея удачный замысел, они не придумали ничего экстраординарного для его воплощения, а пошли по хорошо знакомой, протоптанной дорожке отработанных шуток и сюжетных ходов.
Добровольно отказавшись от поиска и риска, авторы создали мир, который, увы, не блещет новизной. Складывается впечатление, будто всё, что используется в фильме, было придумано и запечатлено на киноплёнке в первые семь дней (читай 100 лет) сотворения киномира, а Шадьяк с коллегами словно оказались у кинокамеры на «второй неделе» существования целлулоидной вселенной, а, следовательно, зачем изобретать велосипед, если и так можно худо-бедно ехать вперед — за деньгами преданной кинопаствы.
Не сосчитать героев, которые попадали молотком по пальцу вместо гвоздя, а скольких бедняг всякие палки, швабры, грабли «неожиданно» били в пах… И птицы, появляясь в кадре, тысячи раз оставляли свою «приносящую счастье» метку на одежде и автомобиле бедолаги. Что касается отношений в семье, то как-то уже нет сил расстраиваться, когда американский папа в очередной раз так и не находит времени, чтобы пойти с сыновьями в обещанный воскресный поход. (Бывают варианты: отец не приходит на субботний матч по бейсболу между школьными командами или не появляется на важном для отпрыска докладе об Аврааме Линкольне).
Эти три вселенские трагедии так часто муссируются в американском кино, что это давным-давно никого ни капельки не трогает; даже начинаешь сомневаться в том, действительно ли американские подростки играют в бейсбол, ходят в походы и знают Авраама Линкольна.
Теперь, правда, «звёздно-полосатые» школьники с уверенностью смогут сказать, что Линкольн — не только «президент с доллара», но и человек, как две капли воды похожий на Стива Карелла с бородой: так утверждали коллеги по партии Эвана Бакстера (и это была, возможно, одна из редких смешных шуток, «специально придуманных» для фильма).
Вообще, явное нежелание авторов придумывать что-то новое и хоть чем-то неожиданным наполнить историю взаимоотношений конгрессмена Бакстера с Богом может вызвать в душе зрителя разочарование, граничащее с негодованием.
Стремление кинематографистов, взяв из «Брюса Всемогущего» всё лучшее, особо не мучаясь над сочинением интересных сюжетных ходов или комедийных сцен и гэгов, создать при этом якобы совершенно новый продукт, кажется затеей весьма самонадеянной. Остался Фриман в божественно белой одежде, произносящий ироничные, исполненные глубокого смысла реплики. Остался сам сценарный ход — введение в обыденную жизнь высшей силы: в данном случае героя, правда, особыми божественными возможностями не наделили, но зато поселили в библейский сюжет.
Повторяются даже шутки: Брюс веселился, поднимая порывом ветра юбки у девушек и переодевая манекенов под песню «I’ve got the power», а в «Эване» все пляшут под «Everybody dance now». Брюсу Господь являлся в разных обличьях (то уборщик, то Бог, «по воде ходящий»); и перед Эваном Бакстером Бог Фриман — то водитель, то пешеход… Не в пользу Эвана и сравнение шуток «с дрессировкой»: в своё время Брюс весьма изобретательно приучал своего пса ходить в туалет на улице. А Эван только и добился того, чтобы слоны подавали ему брёвна, а обезьяна пила воду, держа чашку в лапе. Уж с таким-то количеством зверей, как в Ковчеге, можно было как-то разнообразнее использовать «звериную комедийную палитру».
К слову, из Библии тоже взято «всё лучшее»: ковчег, «мейд ин юэсэй» из самых качественных пород древесины, разнообразные зверушки, седовласый Ной, на которого возложена не только миссия спасения всего живого — теперь из Ставки получено задание побороть коррупцию в Конгрессе США (тут уж без Божьей «фриманской» помощи не обойдёшься!)
В нашем мире, где кино и телевидение давно стали главными источниками информации из любой области знаний, важно, чтобы школьники, которые, вдохновившись фильмом, будут готовить доклад о Ное и его диких и домашних питомцах, не сказали бы, что настоящий Ноев ковчег остановился у стен Капитолия…
Нет в фильме, как оказалось, главного — Джима Керри. И жаль при этом Стива Карелла, чья единственная проблема в том, что сценаристы и режиссёр работали над фильмом так, будто главную роль в нём по-прежнему исполняет Джим Керри с его сверхъестественно-подвижным лицом и гуттаперчевым телом. Совершенно очевидно, что стиль острого пластического гротеска, которым отмечена игра Керри — неотъемлемая часть индивидуальности неповторимого комика. Кареллу этот стиль не дается: его лицу не хватает пластичности, движениям — угловатой плавности и стремительности. Комическое дарование актёра не вызывает сомнений, но для него иначе нужно было выписывать сцены и ситуации в фильме. Режиссёру следовало бы выстроить персонаж Эвана в соответствии с возможностями и способностями именно Карелла, а не заставлять его работать «под Керри», что у Стива получилось не очень убедительно.
Но в том нет вины Карелла — он не может играть, «как Керри». Скорее, виноват режиссёр — он не смог помочь яркой комедийной индивидуальности и психофизике актёра проявиться в полной мере. Так что пришлось исполнителю буквально «бороться» с не очень смешным материалом: Карелл оказался в непростой ситуации, когда ему нужно было смешно играть несмешные сцены, а это ох как нелегко, особенно если ты должен использовать акцентированную мимику и пластику, которые не являются для тебя чем-то органичным и естественным.
А если ещё попутно приходится решать проблемы с женой и тремя детьми, обмениваясь набившими оскомину от слишком частого использования в кино репликами: «Я хочу, чтобы мы стали ближе друг другу» и «…Мы — семья, и всё должны переживать вместе, бок о бок…», то жизнь Эвана Бакстера может показаться совсем безрадостной, а жизнь Стива Карелла — и того горше: тяжело ведь играть то, что даже клише назвать уже язык не поворачивается…
Но ведь, как сказал бы Морган Бог Фриман: «Если ты молишь Бога о славе и карьере в большом кино, Господь не даёт тебе хорошую роль, он лишь даёт тебе шанс сыграть в комедии с бюджетом блокбастера, например, в «Эване Всемогущем»…