incoming e.music v2.0 (архив)


Jean Michel Jarre - Zoolook (1985)

30 Июл 2005, 15:53

Jean Michel Jarre - Zoolook (1985)

Label: Dreyfus Records
Country: France
Style: Experimental, Ambient


В 1984-м году Жан-Мишель Жар в очередной раз удивил всех своим новым альбомом "Zoolook". На этот раз он превратил синтезатор в камеру, с помощью которой он трансвормировал голоса, песни, слова различного происхождения и манипулировал ими. Он хотел прославить человеческий голос как главный среди всех инструментов.

В течение многих месяцев он ездил по всему миру и записывал голоса. Затем он прилетел в Нью-Йорк, где многие мастера музыки добавили свои краски в эту странную палитру. Все вместе, Жан-Мишель ЖАР, Маркус МИЛЕР, Эдриен БЕЛЬЮ, Йоги ХОТОН и прекрасная Лори АНДЕРСОН создали этот эмоциональный альбом, который без всякого сомнения является одним из лучших дисков Жан-Мишеля ЖАРА.

Стоит отметить, что в новом издании диска "Blah blah cafe" содержит 4 дополнительных секунды. Оригинальные версии "Zoolook" и "Zoolookologie" заменены на ремиксы, но различия минимальны.

Комментарии Жан-Мишеля ЖАРА

Прибыв в Нью-Йорк, я пролистал "Village Voice", очень известный underground-журнал. Там была статья о Лори, которая организовала выставку картин, скульптур и видеозаписей в галерее. Устроили встречу на студии, где я дал ей послушать фрагменты. Она согласилась работать со мной, петь на несуществующем языке, как будто он пришёл к нам с другой планеты, слова которого не имеют никакого смысла, но вызывают много чувств. Всё получилось просто прекрасно!

Комментарии Алексея ГУСЕВА

Он мог бы просто написать еще десяток oxygene-подобных альбомов - и уже тогда он бы считался одним из величайших композиторов в истории человечества. Впрочем, после Oxygene он мог вообще ничего уже не делать - одной Oxygene part 4 достаточно, чтобы его имя встало в один ряд с Бахом, Моцартом и Чайковским. Но он всегда был на шаг (два, пять, десять) впереди своей публики - признак настоящего гения. Да, не всегда это прощалось ему этой самой публикой. Еще будет сорокаминутная Waiting for Cousteau, "бедное" аналоговое звучание Oxygene 7-13 в эпоху ди-джеев и навороченных цифровых сэмплов, почти скандальный альбом Metamorphoses, проект The Visitors... что дальше ? Zoolook - это первый раз, когда он ясно дал понять, что от него нельзя чего-то ждать - вы все равно не представите себе, что он сделает в следующий раз. И после Zoolook уже никто не мог назвать его коньюнктурным композитором. Этот альбом многие считают лучшим альбомом Жарра. Не меньше людей считают его худшим. Но никто из его почитателей не остается к этому альбому равнодушным.

Zoolook - явление в мире музыки совершенно уникальное. Если Oxygene при большом желании еще можно назвать продолжением работ Tangerine Dream и т.п., если Equinoxе при определенной бедности фантазии еще тянет на продолжение Oxygene, если Magnetic Fields вроде как логическое продолжение всего предыдущего, то с Zoolook все значительно сложнее. Здесь теория эволюции дает сбой. До Zoolook ничего близкого я назвать на могу, а после - до появления т.н. world music оставалось ждать еще почти десять лет. Zoolook - это не результат какого-то развития, это в чистом виде Творение. А такие вещи можно пересчитать по пальцам, ручаюсь.

Собственно же уникальность Zoolook заключается в том, что впервые отдельные (не хор) и не имеющие прямого смысла (не песня) вокальные отрывки собираются в цельное произведение и несут некий музыкальный смысл. Я даже не знаю как это назвать. Вот что такое Diva, например ? Это вроде как и не чисто инструментальное произведение, но и не вокальное, в общепринятом смысле этого слова. Хотя, наверное, все-таки инструментальное, просто голос - это еще один инструмент...

Еще одно новшество - впервые (по официальной дискографии) вещи в альбоме носят собственные названия. Нет part 1, part 2 и т.п., а есть странные слова Zoolookologie и Woolloomooloo...

Ethnicolor - невероятно трагическая, "плачущая" в начале и мощная, жизнеутверждающая в конце вещь. Ее начало у меня лично всегда довольно бесхитростно ассоциировалось с криками погибающих слонов. Кто-то мне говорил, что это не то, что "видеть" надо просто безмерные толщи воды и уходящего на глубину тридцатиметрового кита, что трагичность здесь - просто средство выражения масштаба... нет, я все равно чувствую "дыхание смерти". Впрочем, наверное, каждого "пробирало" от этих звуков, с чем бы они не ассоциировались. Зато какое мощное и где-то даже торжественное у этой вещи окончание - зря его иногда в сборниках обрезают, без него вещь теряет смысл. Инь без янь.

Diva - самая нестандартная вещь со всего этого нестандартного альбома. Имеет два совершенно разных плана - речитативный вокал Л. Андервсон и собственно музыкальное сопровождение, вторая часть которого - part 7 из Music for supermarkets. Как это ни парадоксально для инструменталиста Жарра, вокал здесь даже важнее. Хотя эти слова на несуществующем языке и не имеют никакого прямого смысла, они создают некую атмосферу.

Zoolookologie - несомненный, как это принято называть, хит альбома. При необычности звука и используемых приемов, это довольно традиционная по строению "быстрая" вещь Жарра. Некоторые любители "классического" Жарра только ее с Zoolook и признают.

Woolloomooloo - эта вещь в своем роде представляет несуществующее в музыке направление, я бы назвал это вокальным амбиентом. Очень странное творение, но завораживающее...

Zoolook - заглавная вещь альбома. Сначала она мне не очень-то понравилась. В ней есть один небольшой отрывок, не помню, на какой минуте... в общем, я подумал, что если бы всю вещь сделать, это было бы замечательно. Потом, со временем, я понял, что так делать нельзя. Смысл именно в этом - очень хороших вещей (я не о музыке, а вообще) должно быть мало. Хороших - много, а очень хороших - строго дозировано, иначе теряется острота ощущений. И вот Zoolook построена именно по этому правилу.

Blah Blah Cafe - по стилистике похожа на предыдущую, но имеет несколько ироничный характер. Впрочем, это проявляется уже в названии... Кстати, в действительности это part 5 из Music for supermarkets. Но очень уж хорошо она вписывается между Zoolook и Ethnicolor II, как "тут и было". Вообще, строго говоря, первый музыкально-стилистический "отрыв" Жарра - это именно Music for supermarkets. Но это было "не публично", и затмевалось "отрывом" процедурным (я имею ввиду продажу только одного экземпляра с аукциона).

Ethnicolor II - странная и очень красивая смесь звуков и стилей. Вокальный амбиент (назовем это так Улыбочка, noise, отсутствие выраженной музыкальной темы как таковой - и вместе с тем это действительно Музыка. Послушайте еще раз, и вы поймете, о чем я. Умеют же люди так делать. Эта вещь - одно из лучших outro, когда-либо кем-либо написанных.

В заключении скажу, что из всей моей в немаленькой фонотеки Zoolook - едва ли не лучший по качеству звукорежиссуры и записи диск. Чистый и прозрачный звук. Отличная динамика, мощные звуковые фронты. А какая живая и четкая низкочастотная часть ! В звуке нет современной "стерильности" и вместе с чем имеется поразительная четкость и яркость. Шесть баллов по пятибальной шкале.

Меня всегда занимал вопрос - в чем разница между Zoolook и многочисленными современными творениями в стиле "песни племени тумба-юмба под синтезаторы" ? Почему Zoolook невероятно красив и органичен, а вторые из-за своей откровенной искусственности и надуманности часто вызывают лишь кривую ухмылку (хотя, конечно же, много и очень достойных вещей) ? Вроде принцип тот же, а результат другой. При всей массе народу, работающего сейчас в аналогичных направлениях, Zoolook так и остается эталоном...

Текст взят отсюда.

::Tracklisting::
01. Ethnicolor (11:40)
02. Diva (7:32)
03. Zoolookologie (Remix) (3:42)
04. Woolloomooloo (3:18)
05. Zoolook (Remix) (3:50)
06. Blah Blah Cafe (3:20)
07. Ethnicolor II (3:52)
Total Time: 37:16


Jean Michel Jarre - Zoolook (1985)

* Этот и многие другие альбома Jean-Michel Jarre'а лежат здесь, большинство из них доступно в lossless варианте ("пишите письма"©).

Автор Сообщение
Нет комментариев к этой записи
Показать сообщения: