|
|
Возраст: 37 C нами с 25.02.2005 Репутация: 111.6
|
|
Корни ВУДУ
Вуду (Sevi Loa, Vodou, Vodoun, Vodun, Voodoo) - религия, которая практикуется
жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соеденных Штатов Америки. Она имеет
богатую культурную историю и интересное сочетание вероучений других религий.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити - остров Вест-Индии - во время
французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения
силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабоы.
Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы
(сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии,
заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих
рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут
каталическое ученье и благодоря ему осознают, что они такие же полноценные
люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Французы хотели держать рабов под
контролем. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как "прекрытие"
- приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись
народным божествам.
Рабы включили разные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они
находили много общего в католицизме и своей традиционной вере.
Ведь обе религии поклонябтся одному Высшему богу и верят в существование
сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связалась с
жертвоприношением крови вследствии того, что прихожане ритуально употребляют
тело и кровь Иисуса Христа. Также общей была идея о помощи духовных существ
(Loa - у африканцев, святых - у католиков), которые действовали как посредники
между Высшим Богом и людьми. Итак, получилось, что рабы и их владельцы верили в
одних и тех же богов, но называли их разными именами. В жестоком новом мире
религия дала рабам ощущение власти. Это позволило им сохранять свою культурную
идентичность и противостоять окружающему злу.
Таким образом, вуду - более или менее неповреженная африканская религия,
функционирующая на Гаити, а ее христианские элементы представляют собой часть
колониального наследия.
Население Гаити и, следовательно, религия вуду происходит в основном из двух
африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной
Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того,
Бенина, Нигерии) и Конго (басейн реки Конго и побережье Атлантического океана в
западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный
процесс изменения религий, вызванный тем фактом, что никакая традиция не
считалась ортодоксальной и была таким образом способна к гибкому
приспособлению. Оба региона, особенно Конго, так же имели длительный контакт с
христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи так же
присутствовало некоторое знание христианства. После того как люди из этих
регионов попали на Гаити,они стали развивать национальные общины, основанные на
взаимной помощи и поддержке людей из родных областей, а жизнь на плантациях
вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь
христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.
Рабы стали поклонятся не только своим собственным богам, но богам из других
религиозных традиций. В этом процессе они унифицировали и изменили ритуалы
различных племён. Результат такого сплава проявился в том, что различные
религиозные группы объединили свои учения, создавая таким образом новую религию
- вуду.
|
_____________________________ धर्म आचार प्रधान
शील नर भूशण
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 05.02.2005 Репутация: 107.4
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 27.01.2006 Репутация: 10.8
|
|
да, народ требует продолжения...
Вера вуду родилась в Африке. Невольники, обманом вывезенные с ее берегов на американскую чужбину, могли взять с собой лишь заветы предков. Казалось, со временем они потускнеют, изгладятся, станут теплиться в глубине души тенью забытых верований. Но по прошествии нескольких столетий древняя магия все так же жива. В наши дни она вырвалась из-под спуда. Культ вуду приобрел необычную популярность в Америке. Нам, способным судить о нем лишь по фильмам ужасов, этот культ кажется кровавым и жестоким. Но каков он на самом деле? Почему афро-американцы так уповают на помощь духов вуду? И почему духи благосклонны к ним?
Добавлено спустя 2 часа 7 минут 52 секунды:
«Вуду» — при одном звуке этого слова в нас пробуждаются мрачные воспоминания: кукла, истыканная иглами («Она насылает смерть врагу!»); таинственные, экстатические ритуалы (помните фильм «Сердце Ангела» с Микки Рурком?); зомби, бродящие призраками в ночи (о том, что нас всех «зомбируют», мы читаем и слышим вот уже второе десятилетие). Роковые проклятия и непоправимые несчастья, беды и страхи, магия и всевластие зла — все соединилось в слове «вуду». Так кажется нам, воспитанным уже, скорее, на фильмах Голливуда, чем на «какой-то классике». В Голливуде же снято немало фильмов, посвященных ритуалам культа вуду. Неужели все они правдивы?
Попробуем разобраться. Начнем с того, что точно очертим смысл слова Voodoo. Оно пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало «божество», «дух».
В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями. На Гаити, что более всего нам знакомо, она бытует под именем «вуду». В США и на Кубе ее зовут «сантерия», в Бразилии — «макумба». По-прежнему она пользуется популярностью и на своей родине — в Западной Африке, например, в Нигерии, Сенегале и Бенине. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический, как кажется нам, культ процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, а с популярной народной религией.
Первые поклонники вуду появились в Америке в ХVII-ХVIII веках. Это были не миссионеры, не бродячие проповедники, а рабы. Их доставляли в Америку не с почетом и помпой, а в кандалах в трюмах переполненных кораблей. Эти невольники, обманом или насилием похищенные с берегов Западной Африки, с собой везли лишь память, а в ней дорогим достоянием — секреты родных богов, которые только и могли помочь на чужбине.
Иногда изгнанники открыто молились своим богам, но чаще делали это тайно. Молитвами и жертвами они пытались облегчить себе жизнь, скрасить немилостивую судьбину. Имена богов, к которым они взывали, напоминали им о далекой родине, куда не вернуться было ни им, ни их потомкам. «Африка троп неторных и глухо гудящих горнов» (Н. Гильен) — ее вспоминали, о ней мечтали, и где-то в ночном мраке их голосам внимали боги. Боги вуду!
Во всей Вест-Индии — на Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде, Ямайке и даже на коммунистической Кубе — потомки прежних рабов хранят верность богам вуду.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 37 C нами с 25.02.2005 Репутация: 111.6
|
|
а, кстати, ни у кого нет знаменитой фотографии зомби? На Гаити приблизительно в 50х годах где то сделана...
|
_____________________________ धर्म आचार प्रधान
शील नर भूशण
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 14.09.2005 Репутация: 84.5
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 27.01.2006 Репутация: 10.8
|
|
Бог в теле человека
Бой барабанов слышен издали. Он доносится из беднейших кварталов столицы Гаити — Порт-о-Пренса — с раннего утра, пробуждая спящих. Местные жители понимают значение этого сигнала и без особой спешки собираются в святилище, где начинается церемония вуду.
Европейцы, привыкшие молиться Христу среди пышных интерьеров храмов, будут, пожалуй, озадачены, даже разочарованы, увидев происходящее. Ведь молельня почитателей вуду зовется «святилищем» скорее для красного словца. Это — неприметная деревянная хижина, крытая тростником. Она никак не выделяется среди других домишек гаитянских трущоб — разве что странный деревянный столб возвышается посреди постройки. Его называют «poteau mitan»; он, словно мост, переброшенный из одного мира в другой — из нашего в потусторонний. Мерцают черные свечи; на балке сиротливо горит электрическая лампочка без абажура — вот и все освещение этой негритянской церквушки.
Готовясь к празднику, священник заботливо посыпает белой мукой пол перед столбом и чертит вокруг на земле загадочный символ: он передается из поколения в поколение и помогает заклинать духов.
Большинство верующих хорошо знают распорядок службы. Они так привыкли к нему, что поначалу даже не обращают внимание на священника — о чем-то говорят, как будто скучают. Но вот слышится шум, оживление. Это засуетились несколько пожилых женщин, одетых в белые одежды и покрытых белыми платками. Они пытаются вызывать девушек на танец, тормошат их, увлекают. Они так настырны, что даже вкатывают этим мулаткам оплеухи. Наконец, те срываются с места, начинают покачиваться под неуемную дробь барабанов.
Постепенно увлекается и толпа. Она уже пышет энергией. Все больше мужчин и женщин пускаются в танец; другие что-то поют. Вперед выходит священник. Он сжимает живого петуха. Взяв его за ноги, он размахивает им — вначале влево, потом вправо, вперед и, наконец, назад, совершая очистительную церемонию. Затем на мгновение кладет птицу наземь перед начерченным здесь узором и дает ей зерна. Если перепуганный петух ничего не клюет, священник отпускает его. Если берет приманку, вот ему и судьба. Его подбрасывают вверх, а потом ломают ему крылья и лапы. Бедный петух не успевает даже помучиться. Священник тут же сносит ему голову, а потом бросает еще подрагивающее тельце на узор, начерченный на земле, и выкладывает на нем крест из муки. Этот крест не имеет ничего общего с христианским; это — древний знак, символизирующий четыре страны света. Барабаны гремят все громче.
Мама, румба, барабаны и труба!
Мамимба-барабан, мабомба-
барабан!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Танцоры пляшут все разнузданнее; они поют и прихлопывают в ладоши. Кубинский поэт Хосе Тальет писал о подобном танце:
Тугие ягодицы девчонки Томасы -
два огромных шара — вокруг оси
незримой
в сумасшедшем ритме начали
вращаться…
А у негра ноги — живые две
пружины,
и живот пружинит, и, весь
пружиня,
к ней на каблуках подходит он.
И вот уже первые танцоры впадают в транс. Некоторые из зрителей тоже завороженно громыхаются на пол — закатив глаза, вывернув руки. Это — культ вуду.
Гаитяне верят, что в состоянии транса человеком овладевает божество (loa). Никогда не угадаешь, кто из богов на этот раз вселится в тебя. В пантеоне гаитян — нации, сплавленной из множества африканских племен, — насчитывается свыше тысячи богов. Некоторые из них особенно любимы; их имена чаще всего поминаются во время экстатических ритуалов.
Вот, например, Легба — бог дагомейских народов фон и йоруба. Легба — хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата! Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он — старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.
На других нападает змеиный бог Дамбаллах, также завезенный сюда из Африки. Он особенно любит воду. Если поблизости протекает река, одержимый им может броситься в нее и утонуть. Поэтому в святилищах ставят обычно чаны с водой, чтобы и демона ублажить, и людей сохранить.
Можно стать добычей и Барона Самеди, или Геде. Это — ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна. Ученые только разводят руками, когда наблюдают таких ромохлебов. Простые зеваки понимающе кивают: в самом деле, на такое способен лишь бог.
А что говорят невольные «ходячие отели», приютившие на несколько часов своевольных божеств? Они-то как раз и помалкивают в тряпочку. Придя в себя после празднества — а это бывает подчас лишь на следующее утро, — они ничего не помнят. Зато в своем исступлении они словоохотливы не в меру: только и сыплют пророчествами и предсказаниями, выпаливая их собравшимся рядом людям. Такова она, гаитянская ночь с богами!
В кубинской «сантерии», наоборот, состояние транса играет второстепенную роль. Здесь пророчествует сам священник, «бабалоа». Его задача очень трудна, поэтому подобные жрецы долго — целых десять лет — учатся своему ремеслу. Зато потом обретают способность запросто балаболить с богами.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 04.01.2007 Репутация: 29.8
|
|
вот фотка Зомби. сделанная в 1954 г., в Грузии....их там испытывали...
|
зомбешник
zom_1.jpg - Просмотров: 24
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 21.12.2006 Репутация: 25.1
|
|
malina писал(а): |
вот фотка Зомби. сделанная в 1954 г., в Грузии....их там испытывали...
|
страх какой...
напоминает кадры из фильма "фашизм есть фашизм".хотя, там картинки и пострашнее есть...
вполне возможно, что это - не зомби, а результат какого-нибудь кожного заболевания, разлагающего мягкие ткани. склонна верить именно в это, так как существование зомби находится для меня под большим сомнением.
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 11.10.2006 Репутация: 16.9
|
|
а. труп
б. комп графика
скорее всего и то и другое
|
_____________________________ 50% всего населения планеты Земля сейчас кушает, 25% спит, 20% смотрит телевизор, 5% занимается сексом, и только 1 тормоз читает это сообщение...
|
|
|
|
|
|
|
|