H14sk, спасибо за рассказ. И все же я к сожалению так и не услышал ответа на вопрос: Что вы подразумеваете, говоря "роль веры в русской культуре и истории может неожиданно возрасти самым невероятным образом"?
Если вы говорите об христианском осмыслении ключевых событий российской истории, то это давно существует. Тот же Осипов постоянно цитирует Игнатия Брянчанинова о дореволюционном падении духовного уровня даже в среде монахов. Ничего нового тут нет. Если широкие массы об этом не знают, то это о новизне такого подхода ничего не говорит. Перед татарским игом Русь погрязла в братоубийственных междоусобицах. В результате оказалась беззащитна перед татарами. Ничего нового в этом нет. В советское время была тенденция все события объяснять классовой борьбой, но не стоит считать такой подход единственным.
Ну а насчет остального, чтобы не офтопить: последний пост H14sk и мой ответ расположены в теме Церковь, Власть, Народ
_____________________________ Есть лишние вещи? Не поленись отнести их в Русскую Березу. Раменчане, которым лень ехать в Жуковский, могут отвезти вещи в Игумново.
Что вы подразумеваете, говоря "роль веры в русской культуре и истории может неожиданно возрасти самым невероятным образом"?
Речь о тенденции перенормировки восприятия истории и культуры. Очень показательный пример.
plasma писал(а):
Тот же Осипов постоянно цитирует Игнатия Брянчанинова о дореволюционном падении духовного уровня даже в среде монахов.
У Осипова дастаточно мягкая позиция, но, заметно, что он скорее изгой, чем выражает линию РПЦ.
plasma писал(а):
Перед татарским игом Русь погрязла в братоубийственных междоусобицах.
Есть ряд мнений, позволяющих по иному взглянуть на историю, но даже, если принимать официальную точку зрения, то как раз, похоже, реваншистская позиция РПЦ ведет к росту внутренних распрей, вместо консолидации общества на решении насущных проблем. Агрессивная политика РПЦ, игнорирующая позицию гражданского общества, приведет лишь к потере социальной энергии, дискредитирует православие, своих целей не достигнет, но добьется лишь социальных уродств, которые после придется разгребать другим.
plasma писал(а):
В советское время была тенденция все события объяснять классовой борьбой, но не стоит считать такой подход единственным.
Не вешайте на советское время всех собак. Классовая составляющая эволюции свой потенциал проявляет, но, безусловно, это не единственный фактор. Как показал нонешний кризис, Маркса, конечно, власти могут игнорировать, но это не означает, что кризис перепроизводства не обидится и не придет. Так и с классовой борьбой.
Уточнение: у меня здесь гражданское общество не в либеральном смысле, а в классическом, но не смешивать с гражданской властью. В либеральном смысле, якобы, гражданское общество может существовать вне сильного государства.
Роль веры в русской культуре такова же, как и во всех других культурах, использовавших религию, как способ подчинения.
Никогда не мог и не могу до сих пор представить, зачем Всемогущему Богу нужно, чтобы человек верил во что-то. Нигде в созданной Богом природе не удается найти аналога такого явления, как вера. При этом в мире и природе везде прослеживается единство законов циркуляции информации, регуляции и управления. Веры в природе нет, и поэтому она не может быть необходимым элементом общения двух элементов живой вселенной – человека и Бога, как наивысшей формы существования сознания.
Каналы приема информации из окружающей среды у всех живых существ всегда открыты. Когда человек начинает веровать, каналы приема информации блокируются. Там, где должно быть восприятие и знание, помещается специальным образом составленный текст с авторитарно постулированной достоверностью. Этот текст содержит в себе некую правдоподобную репрезентацию реальности и интсрукции, как интерпретировать поступающую по естественным каналам информацию.
Разработка концепции веры началась очень давно – когда первый крестьянин согласился отдать жрецам часть урожая в обмен на заботу о нем после смерти. С тех пор во всех культурах, где вера использовалась как клонируемый серийный шаблон консенсус-реальности, роль веры сводилась по большому счету к четырем пунктам:
1) Поведение субъекта, впустившего в всое сознание определенную консенсус-реальность становится предсказуемым и управляемым. Становится возможно расслоение общества на толпу и элиту, рабов и господ.
2) Становится возможным замыкать контуры циркуляции информации на пределенные круги. Достоверная информация о реальности, то есть то Знание, которое сила, достается хозяевам культа, производящего массовую консенсус реальность и естественным образом отвергается принявшими в свое сознание консенсус-реальность из рук жречества. Недостоверная информация достается тем, кому она предназначена. Из неё формируются культура и некоторые науки.
3) За счет особых свойств религиозной консенсус реальности, достигается консервация процесса интеллектуального развития социума, особенно в условиях монополии церкви на массовую информацию (так было до начала ХХ века). Люди превращаются в человеческий материал высокой пластичности, с постоянными в течении веков свойствами, опять таки отчасти дублируется качество управляемости.
4) Мировоззренческая поддержка идеи авторитарного подчинения. Выработка у эксплуатируемых особей положительного отношения к эксплуатации их эксплуатирующими особями.
Можно долго разговаривать о частных случаях использования религиозной веры в рабовладельческом обществе. Что же касается России и используемой на её территории христинаской веры, то можно выделить три основные частные её функции, обеспечивающие главную её функцию – управление толпой:
- Выработка у толпы т.н. «страха божьего». Состояние страха больше всего способствует авторитарному подчинению и с другой стороны эффективно препятсвует когнитивному процессу. В нашей вере – запугивание адскими муками.
- Выработка у толпы т.н. когнитивного диссонанса. Грубо говоря, дизориентации. Соостветственно опять, легче управлять и меньше шансов, что толпа до чего-то продуктивного додумается. В нашей вере – внутренняя противоречивость симулакра консенсус-реальности
- Выработка у толпы чувства вины. Опять таки, с целью предотвратить продуктивную когнитивную или какую-либо другую продуктивную деятельность. Если ты виноват, значит будешь искать, чтобы тебя кто-то простил. Отсюда опять, создание у толпы естественного стремления к поиску авторитетов, к социальной системе завязанной на авторитарное подчинение.
Тело_Бабая, ну, если обобщать, то возможных вариантов бесконечное множество.
Предметно, даже не знаю. Концепцию веры шлифовали коллективы очень умных дяденек втечение нескольких тысячелетий. Альтернативу этому мега-проекту, маленький Шнырёк так просто разработать не сможет.
Чтобы найти примеры альтернативы, нужно изучать древность. Возможно, древнее общество индоевропейцев было построино на совершенно иных социальных принципах. В доколумбовой америке тоже возможно удастся найти малочисленные примеры альтернативы. Эскимосы - тоже небиблейская и очень древняя культура. Но похоже, что как только плотность населения достигает некоторой критической отметки, возникает толпа и элита. Либо это обусловлено генетически на данном эволюционном уровне вида хомо сапиенс, либо имеется глобальное влияние некой структуры, формирующей социальные иерархии. Структура эта либо самоорганизуется в популяции определенной критической плотности (тогда предопределенность скорее всего генетическая), либо приходит в популяцию, достигшую определнной критической плотности. Но это, само собой в координатах нашей консенсус-реальности - чистый шизофренический бред.
Тело_Бабая, пришел на ум ещё пример альтернативы - чингизиды. Организация численностью чуть больше миллиона человек держала больше половины Евразии - от Китая до Польши.Религиозная вера у них не использовалась в для управления. Без стада и пастырей, только примат кодекса воинской чести, воинская отвага и заработаный ею авторитет предводителей, гражданский кодекс (если можно так назвать их свод законов). Гумилев про них много писал.
Чтобы не оффтопить, вынес из темы про Христа свою часть дискуссии:
Vuk писал(а):
Хоть вы и строите из себя великого историка, все же я предпочитаю доверять Н. М. Карамзину или академику Б. А. Рыбакову.
Речь не о доверии, а о фактах. По истории Древней Руси написаны сотни книг, но оттого материала, на которых они базируются, не стало больше. Вот справка о ПВЛ - http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/PWL/povest.htm Без неё сведений о ранней русской государственности очень и очень мало. Буквально несколько упоминаний о князьях русов (или даже каганов) в зарубежных летописях или документах. ВСЁ. В основе Российского государства лежит миф о происхождении Руси. Молодцы наши предки, знали, что закладывать в фундамент.
Vuk писал(а):
Для создания государства в первую очередь играет воля правителя. Монголы создали величайшую империю с различными народами и верованиями, но никого в единую веру не обращали.
Для завоеваний ближайших населённых пунктов воли вождя вполне достаточно. Но для построения империи её одной мало. Выплески пассинарности - дело случайное, а религия - системообразующее. Она готовит "матрицу" для тех, кто вдруг захочет завоёвывать мир.
Vuk писал(а):
Ну какая государственность, если идет распад Руси на удельные княжества.
Вы плохо знаете историю. Расцвет древней Русской державы происходит в правление Ярослава Мудрого. После чего начинается "пилёж" наследства.
_____________________________ "Смертность разумного существа - это первобытная дикость. Над нами вся галактика смеётся. Думаю, есть правило: нет бессмертия - нет контактов. Западло. Говоришь с человеком, а он умер. Гадость какая-то." Д.Е. Галковский
Чтобы не оффтопить, вынес из темы про Христа свою часть дискуссии:
Вы плохо знаете историю. Расцвет древней Русской державы происходит в правление Ярослава Мудрого. После чего начинается "пилёж" наследства.
чтобы дискутировать целеноправленно в этой теме хотелось бы узнать что значит "расцвет государства"?
если государство создано для подавления - это одна цель.
если государство создано для защиты и объединения - это вторая цель.
Ваш Дмитрий Донской сделал куда более процветающее государство чем Ярослав Мудрый.
при этом роль церкви русской провославной отводилась не метраполиту а какому-то монаху.
пилёжь наследства это уже не государство. а базар.
Ваш Дмитрий Донской сделал куда более процветающее государство чем Ярослав Мудрый.
Речь о домонгольском периоде.
_____________________________ "Смертность разумного существа - это первобытная дикость. Над нами вся галактика смеётся. Думаю, есть правило: нет бессмертия - нет контактов. Западло. Говоришь с человеком, а он умер. Гадость какая-то." Д.Е. Галковский
vuk]Монголы создали величайшую империю с различными народами и верованиями, но никого в единую веру не обращали. [/quote]
И где оно великое монгольское государство?Сколько просуществовало?
_____________________________ Я лучше чем моя репутация.
Вот так в веру и обращаются: сначала совершат преступление, а потом хотят святыми стать - боятся. Вот и основа религиозности:
Цитата:
Адвокаты фигурантки «дела Оборонсервиса» Евгении Васильевой просят суд разрешить их подзащитной ходить в церковь. Бывшая глава департамента имущественных отношений военного ведомства хотела бы посещать храм Христа Спасителя дважды в неделю.
http://news.rambler.ru/23206592/
Пока воровала - о боге даже не вспоминала.
_____________________________ Возвращение Рамзеса - дурная примета для либералов.