|
На страницу « 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 » |
|
|
|
|
C нами с 30.11.2007 Репутация: 88.2
|
|
invader, ты изучал верования древних славян, являешься ученым, что бы это утверждать?
Твои умозаключения, по вере древних славян, от скудоумия или вернее от русофобии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 52 C нами с 31.07.2010 Репутация: 33
|
|
Grom писал(а): |
invader, ты изучал верования древних славян, являешься ученым, что бы это утверждать?
|
Изучал по Рыбакову. А являюсь я мыслящим человеком, чего, бывает, более чем достаточно, нежели быть узким специалистом (учёным).
Grom писал(а): |
Твои умозаключения, по вере древних славян, от скудоумия или вернее от русофобии.
|
Сдаётся мне, это переход на личности.
Вы невежественны, замкнувшись в придуманном Вами мирке. Цивилизация едина и неделима. Попытка приписать своему народу несуществующие качества ведёт назад в прошлое. Эдакое "мама, роди меня обратно"...
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 30.11.2007 Репутация: 88.2
|
|
Интервью родновера городской газете "Беловский Экспресс"
- Здравствуй, Святослав! Кем ты приходишься Беловской Славянской Общине?
- Добрый день. Я являюсь её основателем и верховодой.
- И чем же занимается твоя организация?
- Она – наша. Община ставит своей целью духовное и физическое развитие горожан в рамках славянской культуры. Мы занимаемся изучением народных традиций, и даже более - возрождением и воплощением их в повседневной жизни. На данном этапе основной упор мы делаем на возрождении традиционных народных праздников.
- И какой праздник мы можем увидеть в ближайшее время? Кстати, чтобы там поприсутствовать, необходимо быть членом общины?
- Накануне у нас один из четырёх главнейших солнечных праздников года - Купала.
Думаю у многих этот праздник на слуху. Правда, не многие помнят, что в этот святодень празднуется.
Чтобы побывать на празднике, организованном нашей Общиной, не обязательно быть её членом. Ведь все из нас когда-то были сами по себе. У нас не закрытый клуб. Мы всегда рады видеть единомышленников, людей, интересующихся культурой предков.
- Ты всегда так одеваешься? (На Святославе русская национальная одежда).
- Конечно я не всегда её ношу. Только если в этом есть необходимость. На праздники или обряды. Так что обычно я одеваюсь как среднестатистический житель города. Тем не менее, я считаю, что каждый русский человек, который чтит культуру своих предков, обязан иметь национальную одежду. Сейчас общество следует западной моде, одевается в китайский ширпотреб, всюду логотипы с непонятными надписями. Напротив, человек, который носит одежду своего народа, выглядит как нечто неестественное. Этот стереотип надо ломать.
- Что значит вышивка на твоей одежде, эти свастичные символы? Имеет ли ваша организация какое-то отношение к нацистам?
- На моей рубахе вышито Солнце. Для меня Солнце - это символ моей веры, веры сотен поколений наших славянских предков. И ведь недаром в анатомии человека это место называется солнечным сплетением. Ну а выбор того, что для человека освещает путь и греет в холода - Солнце предков или распятый труп инородца - этот выбор пусть остаётся на личной совести каждого.
Коловрат или, как в некоторых русских землях называли эту вышивку, солнечный зайчик, ярга - древнейший символ Солнца и благополучия у европейских народов.
К нацистам мы никак не относимся. Мы занимаемся славянской культурой.
- Тем не менее, вы пропагандируете националистические идеи?
- Мы пропагандируем патриотизм. Любовь к своему отечеству. Являются ли эти идеи националистическими - решать тебе. Отмечу, что стараюсь не пользоваться чужими словам. Наш язык и без этого богат. Нация - это латинское слово, в переводе на русский язык это - народ. Мы за славянский народ. Мы - народники. Можно и так выразиться.
- Святослав, как Вы пришли к глубокому погружению в славянскую культуру?
- В основе лежит собственный духовный поиск, сейчас в мире много самой различной информации, в которой человек неустойчивый просто теряется. Чтобы развиваться и чего-то добиться, необходим прочный фундамент. А в чём его искать, как не в истории народа? История и связь поколений позволяют брать лучшее из опыта предков, то, что сделает нас сильнее. Сейчас много западной культуры, а эта культура слабая, ведёт к пьянству, наркотикам, отказу от семьи. А всё это ведёт к тому, что земля скоро просто опустеет.
- Как соотносится ваш рационализм и вера в языческих славянских богов?
- Разве вера - это что-то нерациональное? Верить – это такое же свойство человека, как дышать, например. Вопрос только в том, во что человек верит. И это главное. Верит ли он в законы природы или ложные идеи вырождения, боготворит идеалы своего народа или стандарты чужого, почитает своих Предков и родителей или называет своим отцом небесным чужеродного бога.
Наш рационализм заключается в том что мы не ждём второго пришествия и что какой-то добрый парень решит все наши проблемы. В этом мире мы рассчитываем на себя. А боги покровительствуют лишь смелым! Быть сильными и создавать мир в котором жить нам и нашим детям - вот чему учат наши боги.
- Ты наверняка знаешь, что в Европе неоязычество стало модным трендом. Как с этим обстоит дело в России?
- Языческий ренессанс национальных верований в России имеет и свои особенности и причины. У нас 70 лет был атеизм, марксистский материализм и за это время умы людей очистились от опиума религии. Выросло целое поколение людей с другим мировоззрением. Но тут и атеистический строй рухнул, у людей возник духовный вакуум. Конечно, тут же воспрянула якобы русская церковь. Но многие люди уже не так доверчиво отдают свои души греко-иудейскому учению. Многие стали думать и искать основы, истоки, обращаться к народной тысячелетней мудрости - национальной вере, идее, если хотите.
Что мы теперь и можем наблюдать: по всей России начинают формироваться общины, строиться капища. Люди возвращаются в лоно традиционной культуры.
- Мне известно, что Святослав - это не настоящее твоё имя. Вы меняете имена при вступлении в общину?
- В древности было принято иметь несколько имён. Одно знали все люди, другое - только родители. Это - оберег. Осталось мало истинно славянских имён. Например Святослав, Владимир, Ярослав. Большинство же распространённых имён греческого, латинского, еврейского происхождения. По нашему мнению, не гоже славянам отзываться на иноземные имена. В общине мы все друг друга нарекаем родными именами.
- Кто финансирует ваши мероприятия?
- Одежду каждый шьёт сам для себя, на праздничный стол мы собираем сообща. Да для этого много и не нужно. Мы рабочие люди, сами себя обеспечиваем. Поэтому спонсоров у нас нет. Свою деятельность мы осуществляем на пожертвования общинников.
- Как Вы оцениваете перспективы России в будущем?
- Учитывая то, что наши сырьевые ресурсы утекают на Запад, перспективы мрачные. Если смотреть на проблему глобально, Россия сейчас вплетена в систему мирового сообщества, и в этой системе нам отведена роль сырьевого придатка.
- Мрачное будущее.
- Но оно зависит от нас. Вот я по собственной воле создал кружок, пытаюсь вытянуть людей из этого болота, чтобы сохранить нашу культуру, и не как музейный экспонат, а живую культуру народа.
- Какие мероприятия вы проводите?
В основном участвуем в мероприятиях других общин. В городе Новокузнецк есть центр традиционной культуры, у них представлены многие направления деятельности. Недавно вместе с ними проводил праздник Купала. К празднику привлекли ролевиков, они сделали историческую реконструкцию, мы провели традиционные праздничные обряды. Всем понравилось, будем сотрудничать дальше. Ещё в последнее время стало модным проводить свадьбы в традиционном славянском укладе. В будущем собираюсь заняться организацией таких свадеб.
- Благодарю за интересную беседу. Желаю удачи в вашем деле.
Владимир
|
Последний раз редактировалось: Grom (11 Июл 2011, 19:16), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 12.06.2010 Репутация: 53.6
|
|
Grom, ответь на один простой вопрос.Как можно называть родноверие родной верой славян, когда оно было, даже не воссозданно, а ИСКУССТВЕННО создано славянофилами в 19 веке?
|
_____________________________ drug free
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 30.11.2007 Репутация: 88.2
|
|
Что создано искусственно ?
Праздники: Купала, Масленица, Колядки, Красная горка. Фольклор, обряды, приметы, обычаи, верование это искусственно создано?
Несмотря на искоренение церковью родной традиции, верований, обычаев, они сохранилась в народе, что привело к двоеверию.
Культура любого народа многогранна; религия же является важнейшей частью национальной культуры. В этом смысле можно говорить о национальных религиях — даже тогда, когда основы вероучения вроде бы предполагают внеэтнический характер религиозной общности.
Мы вправе отметить известные особенности утвердившегося в нашей стране варианта христианской веры — русского христианства. Эти особенности определили, в частности, характер приобщения язычников к православию.
Народ, в свою очередь, стал приспосабливать новую религию к привычному жизненному укладу и мировосприятию. Названия языческих праздников постепенно заменялись на христианские, а имена языческих божеств — покровителей скота, урожая, здоровья — вытеснили имена православных святых. Так вместо коляд появились Святки, вместо ярилок и русалий — Иванов и Петров дни, вешнюю тризну заменила Радоница. Хлевник и Конюшенный уступили свои права святому Егорию, Фролу и Лавру. Крещеным земледельцам покровительствовали святые мученики Борис и Глеб, имя святой Параскевы оказалось связанным с водной стихией, а у святого Пантелеймона просят помощи в исцелении болезней...
Источниками сведений о давнем прошлом любого народа и страны являются различные предметы культа и быта, остатки старинных строений, найденные во время археологических раскопок на местах древних стоянок и захоронений, всевозможные письмена, рисунки на скалах и в пещерах. Но существует еще фольклор, в котором ярко отражаются духовные искания народа.
Люди, познавая мир и определяя свое место в нем, старались разбираться в сложностях бытия, учились оберегать себя от различных напастей и передавали свой опыт из поколения в поколение — в форме обрядов, заговоров, сказаний, песен. То, что сейчас кажется нам очевидным, для наших предков часто было загадочным и непонятным. Поэтому они старались объяснить себе и своим детям загадки жизни довольно наивными, но трогательными в своей простоте и искренности способами. Может быть, поэтому в легендах, сказках, песнях, играх можно встретить рядом с именами языческих божеств имя Христа и Божьей Матери, а на полях христианского календаря проступают следы языческого поклонения природным стихиям.
После принятия христианства славянские племена попытались применить свой предыдущий опыт к новой религии.
Святки считались и считаются в народе самым большим и веселым праздником. Они охватывают время от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Крещения (19 января по новому стилю). Влияние язычества мы можем увидеть уже в праздничном убранстве церкви, где рядом с иконами соседствуют атрибуты поклонения силам природы.
Вот как описывается Рождественский сочельник на юге России в одной из книг.
Всё в церкви сияло. У иконы Рождества Христова лежала на полу ржаная солома, стоял сноп с лета, лежало сено, посередине стояли три миски, одна с медом, другая с ладаном, третья со смирной, на которую был положен золотой пятирублевик. Тут же стояла тарелка с сухими фруктами горкой, и в кувшинах лежали зерно, жито, ячмень, пшеница.
Посередине стоял маленький столик, крытый вышитой скатеркой, на нем клок пеньки, кусок овечьей шерсти, пирог и подсвечник в три свечи. Внизу было положено воловье ярмо и возле него конская уздечка. Ниже была овечья рыжая шкура, шерстью вверх, а на ней диск подсолнуха с лета.
В Святки все деревенские жители посещали многочисленные праздничные церковные службы. Существовали и народные обычаи, приуроченные к этому времени. Дети собирались большими компаниями, ходили по дворам, звоня в колокольчики, носили большие вифлеемские звезды с горящими свечами, которые делали из бумаги и фольги, колядовали (пели специальные песни с пожеланиями счастья и богатства хозяевам, за что вознаграждались колбасой, пирогами и сладостями). Из деревни в деревню брели по заснеженным дорогам с деревянными ящиками за плечами вертепщики, которые разыгрывали кукольные представления о рождении Христа.
У молодежи были свои развлечения — посиделки, которые отличались от всех других подобных собраний тем, что парни и девушки рядились в странные одежды и маски из бересты, мешковины и шкур животных. Они нередко разыгрывали народные пьесы («Ирод», «Царь Максимилиан», «Лодка» и др.) — с большим количеством персонажей. Это был своего рода бал — языческий маскарад.
Гаданье составляет центр девичьих развлечений во время Святок, так как всякая невеста хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью беса, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья. Гадание будет верным и действительным, если гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.
В христианской религии, как мы знаем, только Господу известна судьба каждого человека, поэтому девушки на время гадания отрекались от знаков православия, возвращаясь таким образом во времена своих предков-язычников.
Взрослые же гадали только о том, что составляет центр всех деревенских помыслов — об урожае. В Пензенской губернии существовал очень интересный обычай, напрямую связанный с древними языческими традициями.
В канун Нового года, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всем обществом за благочестие, идут к церковной паперти и ставят здесь снопы — ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также кладут картофель. На утро Нового года те же двенадцать стариков приходят в церковную ограду и замечают: на каком из снопов больше инею, того растения и надо всего больше сеять.
Игры, в которые молодежь играла на Святки, также содержали элементы язычества. Кострома, ящур, покойник и другие им подобные забавы явно напоминали о ритуале жертвоприношения.
Все виды гаданий, игры, ряжение считались настолько тяжким грехом, что существовал только один способ поправить дело — выкупаться в проруби в праздник Крещения, или Богоявления (19 января по новому стилю). Впрочем, обряд очистительного омовения также связан с идущим из глубины веков обычаем поклонения водной стихии...
Праздник Крещения Господня принадлежит к числу тех, которые больше других очищены от языческих наслоений, хотя и здесь имеются своеобразные обряды, в которых христианская вера переплетается с языческим суеверием. Один из таких обрядов — освящение скота, которое осуществлялось не священниками, а самими крестьянами.
Один из членов семьи брал икону с зажженной перед ней свечой, другой — кадильницу, третий — топор, четвертый (обычно сам хозяин) — миску с богоявленской водой и соломенное кропило, а также надевал вывернутую наизнанку шубу. Вся семья отправлялась на скотный двор, где был разложен особый корм для скотины: куски хлеба, снопы ржи, овса и других хлебных растений.
Процессия обходила три раза с иконой вокруг скотины, хозяин окроплял святой водой каждую голову в отдельности, после чего топор крестообразно перебрасывали через стадо и шли снова в избу. Истинный смысл этого обычая даже сами крестьяне объяснить не могли.
Существует немало православных праздников, параллельно с которыми совершались различные обряды, пришедшие из далекого язычества. Основными участницами этих обрядов были девушки и женщины.
Подобными обрядами в разных местностях отмечались неделя святых жен-мироносиц (третья после Пасхи), день Святой Троицы (воскресенье седьмой недели после Пасхи, Семик), день Святого Духа (понедельник после Троицы), неделя Всех святых (следующее воскресенье после Троицы).
В эти весенние дни девушки отправлялись в рощи завивать венки из берез. Макушки деревьев связывались лентами, выплетенными из кос (получалась арка); нательные кресты подвешивались на этот перевязанный венок. Девушки с пением обходили три раза березы, потом кумились (целовали друг друга, меняясь крестиками, колечками и лентами), приговаривая: «Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся, не бранитеся».
Пока водились хороводы, ребята собирали хворост и раздували огонь, а бабы жарили яичницу, яйца на которую собирали все вместе. Через неделю березки развивали и возвращали друг другу крестики.
В некоторых местах делали кукушку — венок из травы кукушкины слезы, вешали его на березу и через него кумились, также с песнями, обменивались подарками. Девушки плели венки и из различных цветов, обменивались ими, а потом эти венки бросали в воду и гадали о будущем. Если венок потонет — быть большим неприятностям, поплывет в какую-либо сторону — туда выходить замуж, а останется на месте — сидеть еще в девках.
В Тульской и Псковской губерниях в дни весенних православных праздников старики и старухи после вечерни выходили на кладбища обметать троицкими цветами могилы родителей. Этот обряд называется глаза у родителей прочищать.
А еще считалось, что в Троицкую ночь бегают по берегам рек и озер русалки, поют песни, хлопают в ладоши, играют и мяукают, как кошки. Следующая неделя после Троицы называлась русальной. В русальную неделю не купались.
На Всесвятской неделе в селениях Пензенской и Симбирской губерний в назначенное место собирались девицы. Они выбирали из своей среды одну и называли ее Костромой. Девушки подходили к ней с поклонами, клали на доску и с песнями относили на реку. На берегу пробуждали Кострому, поднимали за руки, после чего начиналось купание. Старшая из девушек брала берестяное лукошко и била в него, как в барабан. Девицы выходили из воды и отправлялись домой, наряжались в праздничные одежды и заканчивали день в играх и хороводах.
В Муромском уезде Кострому делали из соломы парни и девушки, шли к реке, делились на две группы. Этот обряд описал И.П.Сахаров.
Одна из групп окружала Кострому, все кланялись ей и производили перед ней разные телодвижения. Другая группа нападала внезапно на первую для похищения Костромы. Как скоро захватывали чучело, срывали с него платье, топтали ногами и бросали в воду со смехом. Другие в этот момент громко оплакивали Кострому...
До наших дней подобный обычай похорон Костромы сохранился в Брянской и Нижегородской областях.
Народное игрище Ярилы совершалось во Владимирской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Тверской, Воронежской и Костромской губерниях.
Во время костромского игрища народ собирался на площади, где выбирали старика, надевали на него старое поношенное платье, клали на руки гроб с чучелом Ярилы, после чего шли в поле. Женщины причитали, мужчины пели и плясали, а дети бегали взад и вперед. В поле вырывали палками могилку и с плачем хоронили Ярилу.
В Воронежской губернии поселяне избирали среди себя особенного человека, одевали его в разноцветный кафтан, украшали лентами, колокольчиками, на голову надевали раскрашенный колпак с ленточными кисточками. Лицо сурьмили красками, на руки привязывали позвонки. В таком наряде человек назывался Ярилою. Он ходил по площади, плясал и пел песни.
Иванов день, или Иван Купала (24 июня по новому стилю) — один из важнейших народных праздников, который широко отмечался не только на Руси, но и в других европейских странах. Церковь больше всего порицала именно купальские игрища — как откровенно языческие.
Это праздник летнего солнцестояния, справляемый в самую короткую ночь.
Петров день (29 июня по новому стилю) примыкает к Иванову дню, поэтому всегда воспринимался в едином с ним летнем праздничном цикле.
Баня, купание в реках и умывание росой — наиболее распространенные в народе купальские обычаи. В Иванов день парни и девушки купались вместе в реке, жгли на берегу костры, прыгали через них, поджигали просмоленные колеса от телеги и катали их с горок.
В Иванову ночь растительность якобы обретает чудесные свойства. Поэтому вечером под Ивана Купалу собирали травы для лечения и ворожбы, плели венки и гадали, бросая их в воду. Самые отчаянные шли ночью в лес и там искали цветущий папоротник, который должен светиться в темноте, показывая таким образом место, где зарыт клад. Клад этот стережет нечистая сила, которая устраивает в Иванову ночь свои бесовские игрища. Поэтому большое место в купальской обрядности заняли всевозможные обереги от ведьм.
У исследователя фольклора Ю.Ф.Крачковского есть свидетельства о том, что на игрище за огнем приходила самая древняя в селе старуха. Как только она брала огонь, ее прогоняли и хлестали полынью. Это, возможно, воспоминание о древней фигуре хранительницы огня.
Под Петров день было принято караулить солнце. В Орловской губернии парни и девушки всю ночь ходили вокруг села с косами, заслонками и сковородами, гремели в них и пели, а потом шли в лес смотреть солнце.
День Ильи-пророка (2 августа по новому стилю) — это, по народным поверьям, день властителя ветров и дождевых туч. Три Спасских дня (медовый, яблочный, ореховый; 14, 19 и 29 августа по новому стилю) — дни сбора соответствующих плодов и даров природы. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю) считается днем окончания жатвы. От Успения до Покрова (14 октября по новому стилю) длится период, называемый спожинками, в который заканчиваются все работы по уборке урожая.
Как мы видим, летне-осенние праздники также связаны с языческими верованиями в силы природы. Молясь в храме Богу и святым, чьи праздники отмечает православная Церковь летом и осенью, народ не забывал и свои древние обычаи, помогавшие сохранить урожай, а святых считал покровителями тех или иных растительных культур или природных стихий.
Добавлено спустя 12 минут 50 секунд:
invader писал(а): |
Вы невежественны, замкнувшись в придуманном Вами мирке. Цивилизация едина и неделима. Попытка приписать своему народу несуществующие качества ведёт назад в прошлое. Эдакое "мама, роди меня обратно"...
|
invader, смотри шире. Цивилизация не только едина и неделима но еще и многогранна. Твои взгляды ограничены.
Какие качества я приписал, где ты это увидел? Фантазия взыграла?
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 27.03.2005 Репутация: 136.9
|
|
Grom писал(а): |
Что создано искусственно ?
Праздники: Купала, Масленица, Колядки, Красная горка. Фольклор, обряды, приметы, обычаи, верование это искусственно создано?
|
Собственно кроме некторых названий и видоизмененных(неизвестно насколько) обычаев,практически никакой достоверной информации о дохристианских воззрениях славян не осталось.Так что воссоздавать было вобщем то не из чего,поэтому конечно искусственно создано.
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 12.06.2010 Репутация: 53.6
|
|
Grom, который раз ты уходишь от сути вопроса, следовательно и не даёшь чёткого ответа.И, кстати, кроме цитирования различной недостоверной литературы у тебя аргументы будут?
То есть ты опровергаешь мнения современных(да и не только) историков, и открыто заявляешь, что всё сохранилось в первоначальном виде и никто ничего не додумывал(придумывал), самому не смешно?Значит все учёные дяди тупые и проклятые христиане которые только и делают, что убивают возрождение родной веры?
|
_____________________________ drug free
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 30.11.2007 Репутация: 88.2
|
|
beatdown писал(а): |
Grom, который раз ты уходишь от сути вопроса, следовательно и не даёшь чёткого ответа.И, кстати, кроме цитирования различной недостоверной литературы у тебя аргументы будут?
|
Я тебе четко ответил на вопрос, привел научную статью. Как можно что-то объяснить человеку, если он не хочет этого видеть.
Вопросы ставь корректней. Каков вопрос такой ответ.
Твой вопрос: Как можно называть родноверие родной верой славян, когда оно было, даже не воссозданно, а ИСКУССТВЕННО создано славянофилами в 19 веке?
Приведенная статья показывает, что славянофилам в 19 веке ИСКУСТВЕННО создавать традицию незачем потому, что языческая вера и традиция присутствовала в народе.
beatdown писал(а): |
То есть ты опровергаешь мнения современных(да и не только) историков, и открыто заявляешь, что всё сохранилось в первоначальном виде и никто ничего не додумывал(придумывал), самому не смешно?Значит все учёные дяди тупые и проклятые христиане которые только и делают, что убивают возрождение родной веры?
|
Ничего нет вечного, с развитием общества, происходят изменения и в традициях. А многие обычаи, обряды, верования дошли до наших дней. Пример с вспашкой реки, для вызова дождя, это древний языческий праздник.
Мне смешно то, что ты пишешь эту чушь. Ученые этнологи, археологи, историки в своих научных работах описали быт и верования древних славян. Тебе нужно хотя бы прочитать пару книг, что бы не писать такую глупость. Вот для тебя список:
-Рыбаков Борис Александрович, "Язычество Древних Славян" М.; 2002 (1981)
- Рыбаков Борис Александрович, "Язычество Древней Руси" М., 2001 (1987)
- "Влесова книга
- "Слово о Полку Игореве"
- "Слово Древней Руси"/ Составитель, вступ. статья О. В. Гладковой. М.; 2000.
- "Изборник Повести Древней Руси" / Составитель и примечания Л. Дмитриева, А. Понырко; вступ. статья Д. Лихачёва. М.; 1986.
- Афанасьев Александр Николаевич, "Мифы, поверья и суеверия славян // Поэтические воззрения славян на природу" (т. 1-3) М., 2002. (1866-1869)
- Афанасьев Александр Николаевич, "Древо Жизни" М., 1983 (1867)
- Древлянский (Шпиленский) Павел Михайлович, «Белорусские народные предания // Рукописи, которых не было». М., 2002. (1846)
- Пропп Владимир Яковлевич, "Исторические корни волшебной сказки". М.; 2002 (1946)
- Пропп Владимир Яковлевич, "Морфология волшебной сказки". М.; 2003 (1928)
- Сахаров Иван Петрович, "Русское народное чернокнижие". СПб., 1997 (1838)
- Сахаров Иван Петрович, "Сказания русского народа". Тула, 2000 (1836)
- Аничков Евгений Васильевич, "Язычество и Древняя Русь" М., 2003 (1914)
- Русское Колдовство (Сборник статей Даля, Елеонской, Максимова и др.) М., 2002.
- Греков Борис Дмитриевич, "Киевская Русь" М.; 1953.
- "Русский народ: Терминология, исследования, анализ" / Составители Андреев А.Р., Кривошеев В. Д., Круговых И. Э. - Жуковский; М., 2001.
- "Мифы Русского Народа" / Составитель Е. Левкиевская. М.; 2003.
- "Народная Словесность" (Сборник статей под ред. Аничкова Е.В., Бороздина А.К., Овсянико-Куликовског о А.Н.) М., 2002.
- Путилов Б.Н. "Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса". СПб.; 1999.
- Серяков Михаил, "Голубиная Книга" - священное сказание русского народа". М.; 2001.
- Серяков Михаил, "Сварог". М., 2004.
- Трубачев О.Н. "Этногенез и культура Древнейших Славян: Лингвистические исследования" М.; 2003.
- Ткачев А.В. "Боги и демоны "Слова о Полку Игореве" (в 2-х кн.) - М.; 2002.
- Левкиевская Е. Е. "Славянский Оберег. Семантика и структура". - М., 2002.
- Щепанская Т.Б. "Культура дороги в Русской Мифоритуальной Традиции XIX-XX в.в. М., 2003.
- Толстой Н.И. "Очерки славянского язычества". М.; 2003.
- Толстая С.М. "Полесский народный календарь". М., 2005.
- Куликов А.А. "Космическая мифология древних славян". СПб.; 2001.
- Осипова О.С. "Славянское Языческое Миропонимание" М.; 2000.
- Кабакова Г.И. "Антропология женского тела в Славянской Традиции" М., 2001.
- Ловмянский Г. "Религия Славян и ее упадок" (VI-XII вв.). СПб., 2003.
- Велецкая Н.Н. "Языческая символика славянских архаических ритуалов". М.; 2003.
- Круглов Ю.Г. "Русские Обрядовые Песни". М.; Высшая школа, 1982.
- Соколова В.К. "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белоруссов". М.; 1979.
- Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. М., 2003.
- Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры. 1997.
- Русские обычаи. Обряды, предания и суеверия. М., 2003.
- Елеонская Е. Обереги скота у восточных славян при первом весеннем выгоне в поле / Сельскохозяйственная магия // Русское колдовство. М., 2002.
- Гимбутас Мария, "Славяне: сыны Перуна" Пер. с английского Ф.С. Капицы. М.; 2003
- Дудко Д. М. " Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон" М.; 2003
- Былины. Сост. вступ. ст., вводные тексты В.И. Калугина. М., 1991.
- Былины. Ленинград, 1957.
- Сборник Кирши Данилова: "Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым". М., 1977.
- "Сказания Древних Славян" (Сборник статей) СПб., 1998.
- Фроянов Игорь Яковлевич, "Начало христианства на Руси". Ижевск, 2003.
- Фроянов Игорь Яковлевич, "Рабство и данничество" СПб., 1996.
- Фроянов Игорь Яковлевич, Юдин Ю. И. "Былинная История" СПб., 1997.
- "Славяне и Русь. Проблемы и идеи" (Сборник статей) М., 2001.
- "Древняя Русь в свете зарубежных источников". М., 2003.
- "Древняя Русь и Славяне" (Сборник статей) М., 1978.
- Николаева Н. А., Сафронов В. А. "Истоки Славянской и Евразийской Мифологии" М., 1999.
- Кузьмичёв И. К. "Лада или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть / Эстетика Киевской Руси" М., 1990.
- Иловайский Д. И. "Начало Руси (Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю)" М., 2003.
- "Как была крещена Русь" (Сборник статей) М., 1988.
- Кузьмин А. Г. "Крещение Руси". М., 2004.
- Алексеева Л. М. "Полярные сияния в Мифологии славян (Тема Змея и Змееборца)" М., 2001.
- Капица Ф. С. "Славянские Традиционные верования, праздники и ритуалы" М., 2003.
- Клейн Л. С. "Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества". СПб., 2004
- Щеглов А. "Языческая заря. Перспективы Языческого Движения". М., 2002.
- Юдин А.В. "Русская народная духовная культура". М., 1999.
- Гедеонов С.А. "Варяги и Русь". М., 2004.
- Терещенко А.В. "Быт Русского Народа" Ч. I - VII. М., 1999.
- "Обрядовая поэзия: Календарный фольклор" М., 1997.
- Собрание Народных Песен П.В. Киреевского. Записи П.И. Якушина. Т.1 Ленинград, 1983.
- По следам Древних Культур: Древняя Русь (Сборник статей). М., 1953.
- Русские заговоры и заклинания. Под ред. В.П. Аникина. М., 1998.
- Седакова О.А. "Поэтика Обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян". М., 2004.
- Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры (Сборник статей). М., 2001.
- Титов В.В. Ложные и отречённые книги славянской и русской старины: Тексты-первоисточники XV- XVIII вв. М., 1999.
- "Круглый год. Русский земледельческий календарь". М., 1991.
- Срезневский И. "О Языческом Богослужении Древних Славян". СПб., 1848.
- Степанов Н.П. "Народные Праздники на Святой Руси". М., 1992.
- Максимов С.В. "Культ Хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила". Смоленск, 1995.
- Домников С.Д. "Мать-Земля и Царь-Город. Россия как традиционное сообщество". М., 2002.
- Агапкина Т.А. "Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян". М., 2000.
- Жарникова С.В. "Исторические корни календарных праздников". Вологда, 2003.
- Криничная Н.А. "Русская мифология: Мир образов фольклора". М., 2004.
- Котова И.Н., Котова А.С., "Русские обряды и традиции. Народная кукла". СПб., 2005.
- Фомин В.В. "Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу". М., 2005.
- Петрухин В.Я. "Древняя Русь IX в. - 1263 г." М., 2005.
- Волков В.А. "Русская Рать: богатыри, витязи и воеводы". М., 2005.
- Папина А.Ф. "Происхождение славянской письменности". М., 2004.
- Байбурин А.К. "Жилище в обрядах и представлениях восточных славян". М., 2005.
- Пустарнаков В.Ф. "Философская мысль в Древней Руси". М., 2005.
- "Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963 - 1999 г." СПб., 2001.
- Клетнова Е.Н. "Символика народных украс Смоленского края". Смоленск, 2005.
Сергей Алексеев «Аз бога ведаю»
"История Европы" / Норман Дэвис: пер.с англ. Т.Б.Менской, изд. Транзиткнига, 2005 г., 943 с.
nik77 писал(а): |
Собственно кроме некторых названий и видоизмененных(неизвестно насколько) обычаев,практически никакой достоверной информации о дохристианских воззрениях славян не осталось.Так что воссоздавать было вобщем то не из чего,поэтому конечно искусственно создано.
|
Что значит искусственно создано?
То есть когда один человек проповедует свои идеи, взгляды, свое видение в отличии от общепринятых это неискусственно, а когда сотни людей возвращаются к родным истокам это искусственно? А Вселенские соборы, где собирались епископы и принимали догматы церкви. Только в 325 году на Никейском соборе Иисус был признан богом. Вот это есть искусственное создание веры в отличии от язычества которое шло из духовной потребности народа.
Информации имеется достаточно, чтобы иметь представление о Родной вере славян. Зависит от желания это узнать. Читай литературу, список выложен выше.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 27.03.2005 Репутация: 136.9
|
|
Grom писал(а): |
Информации имеется достаточно, чтобы иметь представление о Родной вере славян. Зависит от желания это узнать. Читай литературу, список выложен выше.
|
Достаточно информации? Большая часть представленного вами списка является псевдонаучно-популярной литературой,не более того.Ну не осталось практически никаких письменных упоминаний по сути данной темы и ничего тут не поделать и неоткуда было брать упомянутым вами авторам информацию,хотя всегда есть потолок конечно....Да "Слово о Полку Игореве" конечно есть,но написано оно было когда процесс христианизации вобщем то был уже завершен(лет эдак через 200 после начала данного процесса оно было написано),да и не совсем про то оно.Велесова книга?Это та которую никто никогда не видел?Ну кроме Миролюбова конечно...правда скорее всего он сам ее и нарисовал...Вот и все,на этом доступная информация кажется заканчивается,если не так то поправьте,только без ссылок на "желтых"авторов хотелось бы...
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 52 C нами с 31.07.2010 Репутация: 33
|
|
Grom писал(а): |
invader, смотри шире. Цивилизация не только едина и неделима но еще и многогранна.
|
Куда уж шире...
Культуры (этносы) многочисленны вследствие регионально-географических и климатических особенностей. Но этносами из семейно-родового первобытно-общинного строя их сделала Цивилизация, которая одна на всех.
Grom писал(а): |
Какие качества я приписал, где ты это увидел?
|
"Родноверческие"...
Grom писал(а): |
Что создано искусственно ?
Праздники: Купала, Масленица, Колядки, Красная горка. Фольклор, обряды, приметы, обычаи, верование это искусственно создано?
|
Всё создано искусственно. Изначально, Религия и народные обряды шли рука об руку. Если с помощью этологии разобрать структуру праздников на составляющие, то выяснится, что они имеют религиозный корень, развившийся на субстрате местных сельскохозяйственных порядков.
На Красную горку принято кормить покойников: с чего бы это?
Кстати, я в соседней ветке объяснял, что Пасха возникла из древнеегипетских зажинок - праздника Первого снопа.
Grom писал(а): |
Ученые этнологи, археологи, историки в своих научных работах описали быт и верования древних славян. Тебе нужно хотя бы прочитать пару книг, что бы не писать такую глупость.
|
Как говорится, "смотрю в книгу, вижу фигу. Никакой специфической категории "родноверие" в них нет. Описывается механизм, упорядочивающий жизнь древних восточных славян. (До сих пор не ясно, кто они такие.) И материала крайне мало. В основном - по результатам экспедиций 19-го и 20-го веков. То есть имеет место быть РЕКОНСТРУКЦИЯ. Уместно сравнение с Атлантидой: два-три упоминания у Платона, но с каждым годом всё больше книг о ней - из каких, спрашивается, источников?
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 12.06.2010 Репутация: 53.6
|
|
Grom, ты никогда чётко ни на что не отвечаешь.А то что обычаи дошли до наших дней, так они дошли видоизменённые, причём видоизменились они в основном в христианскую сторону.
Если ты не признаёшь, что родноверии было создано славянофилами, поинтересуйся на сей счёт у историков чьи суждения неоспоримы, в отличии от авторов псевдокнижонок которые ты посоветовал к прочтению.Интересно, а конце своих книг, какой список литературы приводили авторы, я уверен, что в большинстве(если не во всех случаях)этот список ограничевался изданиями 19 века, да и то, может и списка не было.Да, кстати, те же самые славянофилы хоть и создали родноверие, они неоспоримо хотели объединение славян под знаменем Православия.По поводу сотен людей возвращающихся к родным истокам...всё тот же насущный вопрос: где же эти родные истоки?как правильно совершать обряды и тд??И, наконец, самый главный вопрос..А кто такие славяне, откуда они(мы) пришли, как появились?Раз уж Родная Вера, значит она должна всё это знать.А может у самых древних слаян были другие боги?И значит родная вера, это вовсе не родная вера?
|
_____________________________ drug free
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 30.11.2007 Репутация: 88.2
|
|
nik77 писал(а): |
Достаточно информации? Большая часть представленного вами списка является псевдонаучно-популярной литературой,не более того.Ну не осталось практически никаких письменных упоминаний по сути данной темы и ничего тут не поделать и неоткуда было брать упомянутым вами авторам информацию,хотя всегда есть потолок конечно....Да "Слово о Полку Игореве" конечно есть,но написано оно было когда процесс христианизации вобщем то был уже завершен(лет эдак через 200 после начала данного процесса оно было написано),да и не совсем про то оно.Велесова книга?Это та которую никто никогда не видел?Ну кроме Миролюбова конечно...правда скорее всего он сам ее и нарисовал...Вот и все,на этом доступная информация кажется заканчивается,если не так то поправьте,только без ссылок на "желтых"авторов хотелось бы...
|
Не выставляй себя на посмешище. Называть таких замечательных ученых как Рыбаков, Афанасьев, Пропп псевдо учеными это выставлять свое невежество.
О Велесовой книге особый разговор. Сами родноверы не однозначно к ней относятся.
invader писал(а): |
invader, смотри шире. Цивилизация не только едина и неделима но еще и многогранна.
Куда уж шире...
Культуры (этносы) многочисленны вследствие регионально-географических и климатических особенностей. Но этносами из семейно-родового первобытно-общинного строя их сделала Цивилизация, которая одна на всех.
|
Цивилизация, которая одна на всех спорное утверждение. В техническом прогрессе возможно. Другое дело духовная, религиозная составляющая.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - культурологич. гипотеза амер. ученого Самюэля Хантингтона. По его мнению, совр. мировая политика вступает в новую, ранее неизвестную фазу: в нарождающемся мире идеология перестанет быть источником конфликтов (это же касается и экономики — важнейшей границы, разделяющей человечество), а преобладающие источники будущих конфликтов будут определяться культурой. Ученый считал, что наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям; более того, столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Хантингтон достаточно убедительно доказывает, что после Вестфальского мира на Западе разворачивались конфликты между государями (королями, императорами, абсолютными монархами); в основе этих конфликтов лежало главное, основное стремление — присоединение земель, а это повлекло за собой образование наций-государств и конфликт переместился в область военных конфликтов между ними. Это началось с Фр. революции. Конец этому положила первая мировая война. Рус. революция и ответная реакция на нее привели к конфликту идеологий. Конец «холодной войны» ознаменовал наступление новой фазы — конфликта между западными и незападными цивилизациями.
invader писал(а): |
Какие качества я приписал, где ты это увидел?
"Родноверческие"...
|
У каждого народа есть исконная Родная Вера.
invader писал(а): |
Всё создано искусственно. Изначально, Религия и народные обряды шли рука об руку. Если с помощью этологии разобрать структуру праздников на составляющие, то выяснится, что они имеют религиозный корень, развившийся на субстрате местных сельскохозяйственных порядков.
На Красную горку принято кормить покойников: с чего бы это?
Кстати, я в соседней ветке объяснял, что Пасха возникла из древнеегипетских зажинок - праздника Первого снопа.
|
Тогда в чем претензии к Родной Вере, если изначально все религии искусственны?
invader писал(а): |
Как говорится, "смотрю в книгу, вижу фигу. Никакой специфической категории "родноверие" в них нет. Описывается механизм, упорядочивающий жизнь древних восточных славян. (До сих пор не ясно, кто они такие.) И материала крайне мало. В основном - по результатам экспедиций 19-го и 20-го веков. То есть имеет место быть РЕКОНСТРУКЦИЯ. Уместно сравнение с Атлантидой: два-три упоминания у Платона, но с каждым годом всё больше книг о ней - из каких, спрашивается, источников?
|
Не подгоняй Атлантиду под родноверие. Если про Атлантиду мы практически ничего не знаем, то Родная Вера живет в народе. Походи по деревням и пообщайся со стариками, они тебе расскажут о славянских богах, праздниках, традициях.
beatdown писал(а): |
Grom, ты никогда чётко ни на что не отвечаешь.А то что обычаи дошли до наших дней, так они дошли видоизменённые, причём видоизменились они в основном в христианскую сторону.
|
beatdown, куда уж четче, если туго доходит.
В христианскую сторону происходило подмена понятий. Например, русский народ, приходя на кладбище поминает усопших, оставляет угощение. И считает, что так принято у христиан. А на самом деле традиция это языческая и никакого отношения к христианству не имеет. Если есть сомнения, с вопросом к священнику, и он ответит, что это пережиток прошлого от которого необходимо избавляться и так во всем.
Зерна можно отделить от плевел.
beatdown писал(а): |
Если ты не признаёшь, что родноверии было создано славянофилами, поинтересуйся на сей счёт у историков чьи суждения неоспоримы, в отличии от авторов псевдокнижонок которые ты посоветовал к прочтению.Интересно, а конце своих книг, какой список литературы приводили авторы, я уверен, что в большинстве(если не во всех случаях)этот список ограничевался изданиями 19 века, да и то, может и списка не было.Да, кстати, те же самые славянофилы хоть и создали родноверие, они неоспоримо хотели объединение славян под знаменем Православия.
|
Про создание родноверия славянофилами подробнее. Факты в студию.
Про Рыбаков, Афанасьев, Проппа писал выше. Про авторов неоднократно писалось в теме язычество.
beatdown писал(а): |
По поводу сотен людей возвращающихся к родным истокам...всё тот же насущный вопрос: где же эти родные истоки?как правильно совершать обряды и тд??
|
Истоки сохранились в народе, родной культуре, обычаях. А так же в вопросе на кого молиться, на еврея или родных богов.
Не путай церковь и веру. У тебя догматический взгляд, считаешь, что все должно проходить правильно, по канонам. Не в обрядах дело а в вере. В этом и есть отличие Родной Веры от христианской церкви.
Ознакомительную статью в начале темы читал? Там ответы на многие вопросы которые неоднократно повторяются.
beatdown писал(а): |
И, наконец, самый главный вопрос..А кто такие славяне, откуда они(мы) пришли, как появились?Раз уж Родная Вера, значит она должна всё это знать.А может у самых древних слаян были другие боги?И значит родная вера, это вовсе не родная вера?
|
СЛАВЯНЕ - Одна из крупнейших в европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы)
Информация о богах прослеживается в разных летописных источниках. В то же время и до наших дней дошли праздники, предания в честь славянских богов. Один из примеров вышивки на одежде где этнографы прекрасно знают, что фигурка женщины это богиня судьбы Макош.
Добавлено спустя 7 минут 14 секунд:
Традиционно накануне 863-летия Москвы главный археолог столицы Александр Векслер предупреждает, что дата может быть неточной. Городу может быть более 1000 лет.
- Реконструкция Большого театра принесла не одну интересную находку, - рассказал Александр Григорьевич. - Под ним была раскопана Петровская слобода.
В ее фундаментах была обнаружена деревянная шахматная фигурка - ферзь.
На фигурке 17-го века орнамент - точки, символизирующие у древних славян пашню. Это говорит о том, что фигурка вырезана не персидским, а русским игроком.
http://kp.ru/daily/24551.4/727877/
Как видно ученые археологи прекрасно знают верования древних славян. А фигурка доказывает сохранение в 17 веке языческого мировозрения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 27.03.2005 Репутация: 136.9
|
|
Grom писал(а): |
Не выставляй себя на посмешище. Называть таких замечательных ученых как Рыбаков, Афанасьев, Пропп псевдо учеными это выставлять свое невежество.
|
Ну я как бы и не писал что весь приведенный вами список отдает желтизной...Пропп и Афанасьев безусловно уважаемые фольклористы,к слову Афанасьева славянофилы сильно недолюбливали...к чему бы это...
А вот по поводу замечательного ученого Рыбакова позволю себе процитировать другого не менее уважаемо учёного Клейна:
Цитата: |
у этого несомненно талантливого и эрудированного ученого было несколько существенных общих слабостей. Во-первых, он был не просто патриотом, а несомненно, русским националистом … ультра-патриотом — он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних. … Во-вторых, он практически не владел иностранными языками и почти не пользовался огромной зарубежной литературой. В-третьих, он придерживался распространенного в России предубеждения против специальной теории и методологии. Для него в исторических науках не существовало собственных методологических проблем. Он был убежден, что исследователю с головой на плечах и общим пониманием истории этого вполне достаточно для использования материалов всех нужных наук — археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики и т. п. По сути за пределами своей узкой специализации (ремесло древней Руси) он был эрудированным и воинствующим дилетантом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 34 C нами с 06.12.2009 Репутация: -610.7
|
|
Родноверие как приобщение к культуре предков хорошо, но как религия всякая мракобесная и не выдерживает никакой критики
|
_____________________________ Неправильный проверочный код! Не пытайтесь обмануть систему репутации! Еще одна такая попытка и ваша репутация станет -500!
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 12.06.2010 Репутация: 53.6
|
|
Цитата: |
В христианскую сторону происходило подмена понятий. Например, русский народ, приходя на кладбище поминает усопших, оставляет угощение. И считает, что так принято у христиан. А на самом деле традиция это языческая и никакого отношения к христианству не имеет. Если есть сомнения, с вопросом к священнику, и он ответит, что это пережиток прошлого от которого необходимо избавляться и так во всем.
|
Разве подмена понятий и видоизменение в данном случае не одно и тоже?
Цитата: |
Про создание родноверия славянофилами подробнее. Факты в студию.
|
Погляди на родноверие со стороны науки, а не со стороны фанатизма.Учи матчасть.
Цитата: |
Истоки сохранились в народе, родной культуре, обычаях. А так же в вопросе на кого молиться, на еврея или родных богов.
|
Так Бог же один?А остальные его ипостаси?Разве можно их называть Богами?
Кстати, а ты действительно веришь, что существуют Боги ветра, солнца, воды и т.д.?
Кстати, Православные молятся всем Святым, в том числе своим РОДным, Русским.Опять же, учи матчасть.
Цитата: |
СЛАВЯНЕ - Одна из крупнейших в европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы)
Информация о богах прослеживается в разных летописных источниках. В то же время и до наших дней дошли праздники, предания в честь славянских богов. Один из примеров вышивки на одежде где этнографы прекрасно знают, что фигурка женщины это богиня судьбы Макош.
|
Я тоже учился в 5 классе.Вопрос заключался, в том, как появились славяне, откуда пришли, кем были.Почему родная вера не сохранила эти знания или это всё проделки проклятых христиан?Наверно мне нужно поездить по деревням, поспрашивать у стариков, они мне расскажут всю правдуматку.
А почему ты не пишешь нигде о ненависти к Православию?О том, что ВЫ взрываете Православне Храмы и Церквушки, призываете громить кладбища?
|
_____________________________ drug free
|
|
|
|
|
|
|
На страницу « 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 »
|
|