Имя:    Пароль:      Помнить меня       
Unsorted   ~  Религия и философия  ~  Происхождение человека Обезьяна или бог?
На страницу «  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  »
Тело_Бабая
Сообщение  30 Июл 2007, 22:33  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 43 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 02.07.2005
Репутация: 132.3

Шляхтич, ну я ж и говорю, это могло выглядеть как взрыв, но во-первых не очень понятно для кого оно так выглядело, во-вторых, если путать понятие "взрыв" с понятием "слово", то вся логика падает и появляются противоречия между наукой и религией.

Думаю нет ничего страшного, если представлять творение всего сущего как взрыв, но не стоит забывать что этот взрыв был вызван появлением слова. Сначала появилось слово вообще, а уже потом слово "взрыв". Но слово появилось все-таки на мгновение раньше, чем этот взрыв. Слово - причина взрыва, но не сам взрыв.

Не знаю насколько такие размышления совпадают с ортодоксальным православием, но если они помогут кому-то снять противоречие между новозаветной версией творения всего сущего и научными теориями, то, думаю, Бог простит меня за мое подозрительное богословие Весело


Последний раз редактировалось: Тело_Бабая (31 Июл 2007, 2:02), всего редактировалось 2 раз(а)
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
Шляхтич
Сообщение  30 Июл 2007, 22:41  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 45 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.01.2005
Репутация: 23.4

Тело_Бабая писал(а):
Но слово появилось все-таки на мгновение раньше, чем этот взрыв. Слово - причина взрыва, но не сам взрыв

Некто произнёс Cлово, вызвав этим Взрыв, который породил сущее .. Равнодушный

_____________________________
Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
Тело_Бабая
Сообщение  30 Июл 2007, 23:54  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 43 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 02.07.2005
Репутация: 132.3

Я не настаиваю на взрыве, обрати внимание. Новозаветная версия о взрыве молчит, но и не утверждает, что его не было, поэтому и я утверждать этого не стану. В этой формулировке важно каждое слово:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

То есть отсюда следует, что Слово и было Бог, но Бог был и до Слова. Через Слово начало быть всё то, что вообще начало быть, то есть всё то, что имело начало.
Но было и то, "что быть не начинало", то есть было всегда, и оно тоже было Богом, но не Богом-Словом.

Говорить об этом чём-то крайне затруднительно, поскольку оно было до любого слова. Любое отдельное слово - лишь маленький ограниченный фрагмент этого чего-то, что было всегда.

Мы можем говорить о начале лишь того, что имеет это начало, и начало того, о чем мы можем говорить - есть слово, это очевидно. О том, что было до слов, мы говорить не можем по определению.

Поэтому ипостась Бога-Духа богословами практически не обсуждалась по сравнению с многочисленными трудами о Боге-Отце и Боге-Сыне. Все, что мы должны знать о том, что "не начало быть" - это то, что хула на Святаго Духа - есть единственный непрощаемый по Евангелию грех.

Далее эту тему развивать мне бы не хотелось, чтобы не напороть еще больше отсебятины. Если интересно, ниже ссыль, там озвучена более официальная версия. Причем очень внятно и логически безупречно, с ссылками на первоисточники. Длина - 10 минут. К сообщению не прикрепилось из-за размера, но тем не менее лежит в локалке.
Евангелие от Иоанна. Глава первая с комментариями.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
Рыся
Сообщение  31 Июл 2007, 1:03  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 15.04.2005
Репутация: 133.2

Тело_Бабая писал(а):
Взрыв - это не единица информации. Единица информации - слово. По-гречески - Logos. Если назвать его взрывом, вся дальнейшая логика православия рухнет. Чего собственно и добиваются его враги, называя первопричину того, "что начало быть" взрывом. Может это и выглядело как взрыв, только вот для кого это так выглядело?
А почему слово, а не буква (или слог, для слоговых языков)? Единицей информации может быть всё что угодно обладающее характеристикой различимости для субъекта, воспринимающего информацию. Взрыв вполне может быть единицей информации. Слова логика и религия (православие в данном случае) вряд ли стоит употреблять вместе, либо оговариваться, что применяется специальная её разновидность — "логика религиозная".

Тело_Бабая писал(а):
Мы видим слышим и обоняем только слова. То, для чего нет слова, не существует для нас, никак не выделяется из того, что "не начало быть".
Крайне сомнительное утверждение. Мы видим, слышим и обоняем даже то, чему не знаем названия. Я не знаю как назвать то, что сейчас делает мой сосед, но запах у этого "нечто" ужасный. А была ли луна, когда у неё не было названия? Человек пытается формализовать отношения с внешним миром, это следствие работы второй сигнальной системы. От того, что мы придумаем слово "яблоко", реальный плод не появится. Всегда было наоборот — сначала явление, затем термин для его обозначения. Думаю что удар в стену головой и его последствия, будет существовать для любого человека (и животного) независимо от того, имеет ли он обозначения или нет для "стены", "головы", "удара" и "нужно смотреть куда прёшься".

Меня, честное слово, удивляет, что теорию Большого Взрыва (ТБВ) вспоминают по любому поводу. ТБВ не претендует на роль объяснения "откуда есть пошла вселенная" и никогда не претендовала, она скорее отвечает на вопрос "почему мы наблюдаем вселенную именно такой" (эх, сюда бы ещё антропный принцип, ну да ладно, в следующий раз Смайлик). И если кто-то её преподносит в качестве замены, скажем, христианского догмата о сотворении мира — это говорит лишь о поверхностном знакомстве с ней. ТБВ начинает рассмотрение вселенной в момент времени 0, рождение (взрыв). Отсюда выводятся уже разбегания галактик, красное смещение и прочие наблюдаемые явления, которые пока что неплохо укладываются в рамки этой теории. Но, она никогда не отвечала на вопрос, что было ДО, в контексте ТБВ этот вопрос лишён смысла (времени ДО не было Смайлик). Так же как теорема Пифагора не отвечает на вопрос "есть ли жизнь на Марсе". Вполне может быть что Бог так всё организовал, может быть это его метод творения вселенной, посредством сингулярности и взрыва, может быть Ему нравятся феерверки? Кто знает? Смайлик

_____________________________
Время не существует, у него нет физического носителя в природе. Его выдумал человек, чтобы измерять скорость.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : E-mail : JabberID
Тело_Бабая
Сообщение  31 Июл 2007, 1:24  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 43 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 02.07.2005
Репутация: 132.3

Рыся писал(а):
А почему слово, а не буква (или слог, для слоговых языков)?

Буква может быть словом. И слог может. И всё что угодно может быть словом. Словом, Рыся, которое суть единица смысла. Вам понятно о чем я, или Вы считаете, что я понимаю под словом только человеческие буквосочетания. Геном это тоже слово, даже предложение, так понятнее?
Рыся писал(а):
Слова логика и религия (православие в данном случае) вряд ли стоит употреблять вместе, либо оговариваться, что применяется специальная её разновидность — "логика религиозная".

Логика религиозная ничем не отличается от логики научной. Логика, она и в Раю логика. А если отличается, то хотелось бы узнать чем именно. Всегда есть набор аксиом, из которых путем логических операций получается система знаний.
Рыся писал(а):
Крайне сомнительное утверждение. Мы видим, слышим и обоняем даже то, чему не знаем названия. Я не знаю как назвать то, что сейчас делает мой сосед, но запах у этого "нечто" ужасный.

Я думаю, теперь, когда Вы поняли (я надеюсь), что слово не обязательно должно быть набором букв, Вам стало понятнее, что воспринимаемый нами мир составлен из слов и ни из чего больше. "Ужасный запах" - это, кстати, целых два слова Весело Если посчитать слово "нечто", то три слова. Таким образом Вы все-таки знаете, что делает Ваш сосед. Он делает "ужасный запах", ну или "нечто с ужасным запахом".

Чем была Луна, пока некому было назвать ее Луной и отделить от не-Луны, нам неизвестно. Когда я появился под Луной, Луна уже была вместе со словом "Луна". Скорее всего до этого она являлась каким-нибудь словом для тех, кто ее тогда воспринимал.

"Удар в стену головой" это целая куча слов, и раз уж мы о нем говорим, значит он есть. Чем именно (обратите внимание на слово "именно") он являлся бы для существ без головы и не знающих стен, известно только таким существам и больше никому. Но нам известно следующее - для них он тоже являлся бы каким-нибудь набором слов.

Рыся писал(а):
От того, что мы придумаем слово "яблоко", реальный плод не появится.
Когда мы придумаем слово "яблоко", мы начнем отличать плод от ветвей и листьев. До этих пор яблоко будет лишь одним из цветных пятен на дереве и это в лучшем случае, если Вы уже различаете цвета, то есть можете назвать их. Когда Вы смотрите на лес, Вы не видите отдельных деревьев, но если Вы дадите каждому дереву по имени, то начнете отличать их друг от друга. Так? Улыбочка
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
MajorQ
Сообщение  08 Авг 2007, 15:32  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 09.06.2005
Репутация: 548.7

http://www.rbcdaily.ru/index5.shtml писал(а):
В Польше разгорается теологический скандал. Попытке вице-министра Польши по образованию Мирослава Оржеховского убрать из школьной программы доктрину Дарвина возмутилась церковь.


Католики – за обезьян

Польское духовенство «отлучило» министра от церкви за взгляды

В Польше разгорается теологический скандал. Попытке вице-министра Польши по образованию Мирослава Оржеховского убрать из школьной программы доктрину Дарвина возмутилась церковь. Вместо «неправильной» теории эволюции г-н Оржеховски предложил, чтобы польские школьники изучали теорию креационизма, согласно которой мир и все живое создал Бог за 7 дней. Однако на защиту теории о происхождении человека от обезьяны неожиданно встали католические священники.

Аргументы, которыми обосновал свои намерения г-н Оржеховски, несколько удивили общественность. Чиновник от образования назвал теорию Дарвина «ошибкой, возведенной в ранг истины», и усомнился в умственных способностях английского эволюциониста, предположив, что причиной этому могло стать то, что Дарвин не ел мяса, и поэтому «ему не хватало энергии». Вместо «неправильной» теории эволюции г-н Оржеховски предложил, чтобы польские школьники изучали теорию креационизма, согласно которой мир и все живое создал Бог за 7 дней. Стоит ли уточнять, что сам Мирослав Оржеховски – член ультраконсервативной партии Лига польских семей, чьи сторонники уже успели прославиться не только отрицанием науки, но и вечеринками в фашистском стиле.

Как ни парадоксально, но на защиту Дарвина и его теории эволюции встала польская католическая церковь, являющаяся весьма влиятельной в стране силой. Вскоре после того, как слова вице-министра стали достоянием общественности, к гражданам Польши обратился епископ города Люблин Йозеф Жучиньски. «В словах г-н Оржеховски нет ничего от католицизма, его точка зрения ближе к той, которой придерживаются Свидетели Иеговы», – по сути «отлучил» вице-министра от католической церкви священник. В качестве дополнительного аргумента епископ привел слова покойного папы Иоанна Павла II, который, не отвергая теорию эволюции, утверждал, что Бог мог создать мир и все живое в согласии с учением Дарвина, так как для него, Бога, ничего невозможного нет. Заканчивая проповедь, священнослужитель призвал школьных учителей не идти на поводу у политических спекулянтов, пытающихся заработать политические очки, и продолжать рассказывать учащимся об изысканиях британского ученого.

Надо сказать, что в последнее время в Польше светские политики-консерваторы пытаются стать святее Папы Римского. Большинство спорных инициатив, подобных той, что высказал вице-министр Оржеховски, исходят от представителей партии Лига польских семей, входящей в правящую коалицию премьера Качиньского. Из-за этого на польских парламентариев уже начали косо поглядывать в Европарламенте – одним из самых активных представителей страны в этом органе являются как раз члены той Лиги. Можно только предположить, что произойдет с Польшей в том случае, если предложения, исходящие от этой партии, будут воплощены в жизнь.

Анатолий Поморцев

08.08.2007

В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
H14sk
Сообщение  08 Авг 2007, 18:22  Ссылка : Ответить с цитатой
 
C нами с 01.05.2006
Репутация: 0.3

MajorQ писал(а):
Как ни парадоксально, но на защиту Дарвина и его теории эволюции встала польская католическая церковь,
А у ЗАО РПЦ МП, похоже обострение иллюзии безнаказанности и вседозволенности… Мало того, что Николая Кровавого канонизировали, теперь дарвинистов преследуют… дело может кончиться полным отказом русского народа от ЗАО РПЦ МП… что в католичество перейдем от мракобесов?
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
Шляхтич
Сообщение  08 Авг 2007, 19:33  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 45 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.01.2005
Репутация: 23.4

H14sk, Я в шоке Весело
Лучше в старообрядчество - вот где честные, духовные люди и не торгаши, не пиарщики, не зазнайки.

Даже цветное фото главы старообрядцев России не нашёл. Я в шоке

_____________________________
Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz





1andrian.jpg

1andrian.jpg - Просмотров: 12

В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
Тело_Бабая
Сообщение  09 Авг 2007, 17:34  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 43 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 02.07.2005
Репутация: 132.3

H14sk, Николая канонизировали потому, что царь и потому что насильственной смертью погиб. Принято так, его же на царство церковь благословляла.
Дарвинистов никто не преследует, не волнуйтесь. Дарвин был верующим человеком, и те, кто утверждает, что его теории противоречат религии, не являются дарвинистами. Тех же провокаторов, которые в своих личных интересах придумывают всевозможные противоречия между наукой и религией, преследовать всеми законными методами можно и нужно.

Противоречие между теорией Дарвина и версией божественного создания высосано из пальца. Тот, кто захочет это опровергнуть, пусть докажет, что это не Бог создал из обезьяны человека.


Что же касается утверждения, будто бы всякая религия требует покорности высшим силам, то нет сомнения, что некоторые религиозные доктрины действительно проповедовали предопределение и фактическое отсутствие свободы воли у человека: это - факт, и я меньше всего склонен брать под защиту любые религиозные формы без разбора.

Однако распространять этот признак на всю религию в целом правомерно не в большей степени, чем утверждать, например, что мировая художественная литература реакционна по своему существу, а для обоснования этого ссылаться на отдельных реакционных писателей и отдельные реакционные школы.
Уяснить неправомерность такого обвинения по отношению к концепции Розы Мира я хотел бы немедленно.
Прежде всего позволю себе высказать недоумение: никакая наука и никакая философия', в том числе и материалистическая, не оспаривает факта зависимости человеческой воли от множества материальных причин.
______
' Кроме субъективного идеализма.
___________________
Как раз именно материалистическая философия даже особенно настаивает на сугубой зависимости воли от факторов экономического ряда. И тем не менее никто не возмущается этим принижением человека перед природной и исторической необходимостью. Никто не вопиет о рабстве человека закону тяготения, закону сохранения материи, закону эволюции, законам экономического развития и т. д. Все понимают, что в рамках этих законов остается все же достаточный простор для проявления нашей воли.

Между тем настоящая концепция не прибавляет ни одного фактора нового, дополнительного, к перечисленной сумме факторов определяющих нашу волю. Дело не в их числе, а в их истолковании.

То необъятное и бесконечно многообразное, что объединяется выражением "высшие силы", воздействует на нашу волю не столько путем сверхъестественных вторжений, сколько при помощи тех самых рядов, тех законов природы, эволюции и т. п., которые мы только что условились считать объективными фактами.

Эти ряды фактов в огромной степени определяют наше сознание, и не только сознание, но и подсознание, и сверхсознание. Отсюда и возникают те голоса совести, долга, инстинкта и пр., которые мы слышим в себе и которые видимым образом определяют наше поведение. Таков механизм связи между "высшими силами" и нашей волей. Правда, иногда имеют место явления, которые субъективно могут казаться нарушениями законов природы "высшими силами".
Это называют чудом. Но там, где такие явления действительно совершаются, а не оказываются аберрациями, там происходит вовсе не нарушение естественных законов "произволом" высших сил, а проявление этих сил через ряд других законов, нам еще неясных.

Д. Андреев "Роза Мира"
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
superperec
Сообщение  09 Авг 2007, 20:00  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 45 Пол: Мужской 
C нами с 27.07.2006
Репутация: 86.1

Тело_Бабая, в первый раз с вами соглашусь

_____________________________
грех предаваться унынию когда есть столько более приятных грехов!
а вы верите в жизнь после форматирования?
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт : ICQ
H14sk
Сообщение  11 Авг 2007, 11:33  Ссылка : Ответить с цитатой
 
C нами с 01.05.2006
Репутация: 0.3

К концепции панспермии:
Отрывок из интервью с бывшим председателем КГБ Владимиром Александровичем Крючковым
- Нет дня, чтобы в СМИ не говорили о неопознанных летающих объектах (НЛО) и разных аномальных явлениях. Мнения ученых и космонавтов, с которыми мне доводилось сотрудничать, расходятся. Но в одном они единодушны: «Точнее всех на эти вопросы могут ответить спецслужбы, занимавшиеся расследованием и изучением случаев, взбудораживших общество!» Вы дольше всех руководили советской разведкой (1971 - 1988), а последние годы (1988 - 1991) были еще и председателем КГБ. Так что... вряд ли кто лучше вас знает, как на этот счет обстоят дела?!
- Не было ни одного случая, чтобы мы получили материал, подтверждающий существование НЛО или каких-то сверхъестественных явлений. Вместе с тем из ЦК партии и Совета Министров на самом высоком уровне ко мне не раз обращались с запросом подтвердить или опровергнуть достоверность слухов о том или ином необъяснимом событии в природе и на планете. Особенно часто это касалось НЛО и «снежного человека». Я давал нашим лучшим специалистам, разведчикам и агентуре поручения установить источники распространения информации, будоражившей население и способной сказаться на его безопасности. В итоге все оказывалось плодами воображения по принципу: у страха глаза велики. Иногда какие-то непонятные неподготовленным наблюдателям явления истолковывались ими на свой, мистический, лад, а какие-то в целях произвести сенсацию преднамеренно объявлялись чем-то необычным. Бывало и так, что предположения ученых выдавали за имевшее место, но засекреченное КГБ открытие чего-то потустороннего...
Со всей ответственностью заявляю: никогда и ничего подобного в действительности за годы моей работы ни у нас, ни в других странах обнаружено не было! Когда я говорю о других странах, я исхожу из данных, которые получили наши разведчики от источников из самых высоких официальных, военных и научно-технических структур, а также из главных спецслужб зарубежных государств. Дело в том, что во всех «важных странах» президенты, премьер-министры и руководители спецслужб, как и мы, давали особые задания расследовать и представить исчерпывающие объяснения по тому или иному наделавшему шуму аномальному происшествию. В результате там тоже всегда и везде ответ компетентных людей был один и тот же: «Нет!» Я сам читал, так сказать, копии с этих отчетов...
В конце концов пришел к выводу, что, к счастью или к сожалению, ничего сверхъестественного на Земле нет!
- А как же тогда быть с «самозажиганием священного огня» в Иерусалиме?
- Должен разочаровать - это всего лишь ловкая работа или, если хотите, фокус местных священнослужителей, не имеющий ничего общего с «божественным началом». Скажу больше, наши специалисты из научно-исследовательских институтов КГБ могли бы организовать в Москве такое, что огонь в Иерусалиме по сравнению с ним померк бы. Но это была бы просто игра с религиозными чувствами верующих! В этом есть какое-то неуважение к ним, рассчитанное на их незнание тех или иных явлений природы и засекреченных научных открытий.
При этом не исключено, что мы далеко не одиноки в космической бесконечности! Космос «кишит» разными формами жизни, но, конечно, не такими, какими ошарашивают человечество нечистые на руку дельцы от науки и люди с больным воображением. Пожалуй, единственное, в чем мы находили основания для серьезных предположений, это была тема Тунгусского метеорита...
- Скажите, ЦК на этот счет поручал вам разведать в США то-то и то-то?
- Нет. Потому что не было даже зацепки. Если бы была какая-то зацепка, мы бы взялись. Но... не было! И в США, и в других странах ничего не было! Кстати, американцы занимались так называемыми «парапсихологическими опытами», однако толком не продвинулись. Как, впрочем, и наши специнституты в этом отношении почти ничего не достигли, хотя испытания вели... Больше преувеличений, чем достижений. Точнее, никаких открытий, а ведь работали в этой области самые неординарно и разнообразно мыслящие ученые КГБ. Это тема, на ниве которой можно работать не один десяток лет - и не одному поколению - и ничего такого не открыть. К этому надо подходить осторожно и никаких конкретных авансов не давать. Вместе с тем стоит настойчиво продолжать различные исследования. И тогда, возможно, некоторые надежды на открытие чего-то нового оправдаются. Так что все эти шушуканья о зомбировании КГБ своих агентов или целых закрытых городов особого назначения из области черной фантастики недобросовестных людей, играющих на нервах и невежестве обывателей в духе поговорки: слышали звон, да не знают, где он. Одновременно, я думаю, в данной теме есть нечто такое, чем следовало бы позаниматься, потому что человеческий организм еще очень мало изучен и, как показали наши эксперименты, обладает огромными потенциальными возможностями...
Короче, если бы хоть что-то где-то было, наши сотрудники сразу бы мне это доложили. интересный фильм по теме, как наглядный материал НГО.Первозданная природа. Борнео - остров дикой природы...
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
MajorQ
Сообщение  26 Авг 2007, 21:51  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 09.06.2005
Репутация: 548.7

Почитайте на досуге отзыв на "учебник" биологии, предлагаемый процерковными писаками (источник: http://isps.su/rez/vertyanov.html):

ВЕРА И НАУКА
Рецензия на учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология»
для 10-11 кл. (М.: Свято-Троицкая Лавра).

Общая биология, 10-11. С.Ю. Вертьянов. В последние годы Русская Православная Церковь принимает все более активное участие в различных сферах жизни общества. Отчасти это объясняется реакцией на насильственный атеизм нашего государства на протяжении XX в., а главным образом — на господство материалистических идей в науке на протяжении XIX—XX вв. Предметом особенного внимания Церкви явилось образование. Апологеты религиозного воспитания молодого поколения в области естественных наук считают, что давно возник вопрос о необходимости создания целого комплекса русских учебников, способных объективно представить учащимся общеобразовательный материал, минуя материалистические и либерально-гуманистические идеологические шоры. И если отдельные учебники подобного уровня по отечественной истории или хотя бы той же русской литературе периодически появлялись, хотя так и не смогли получить широкого распространения, то в области естествознания наблюдался явный перекос в сторону вульгарного эволюционизма... Главная особенность учебника (Сергея Вертьянова. — С.М.) — православное отношение к предмету. Подробно излагая как дарвинистскую, так и креационистскую теории, автор отрицает теорию эволюции. «...многие научные факты, которые в этой книге приведены в достаточном количестве, показывают на то (так в тексте. — С.М.), что сама теория эволюции как минимум ошибочна. Кроме того, показывается то, насколько безответственно и крайне ненаучно работают эволюционисты, что многие факты буквально притянуты к этой теории за уши. С другой стороны, исследования показывают, что, по всей видимости, весь мир был сотворен ровно таким, каким мы его видим, — то есть не было этапа развития в миллионы лет. Вся живность, в том числе и человек, были сотворены уже во взрослом возрасте».
Из этой цитаты, взятой из статьи, помещенной на Православно-аналитическом сайте «Правая.Ru» видно, что некоторые православные деятели активно пытаются перевести под опеку Церкви преподавание естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе, «разоблачив» при этом «безответственных» и «ненаучно работающих» эволюционистов.
Автор рассматриваемого «учебника», С.Ю. Вертьянов, таким образом поясняет свое отношение к проблеме организации живого мира и закономерностям, ему присущим: «Материализм в биологии, пленявший умы исследователей, достаточно показал свою несостоятельность, его время прошло. ...Мало кто из квалифицированных биологов остался убежденным в эволюционно-материалистической версии возникновения живых организмов» (с. 198). И далее: «Современные ученые работают над согласованием науки с библейским Шестодневом без натяжек, понимая под днями творения 24-часовые дни, а под сотворением — первое чудо Божие создания мира «из ничего», а вовсе не эволюционную трансформацию неживой материи. Наука постепенно приходит к признанию истинности каждого слова Писания (выделено мной. — С.М.)».
Следует сказать, что вера — результат индивидуального мироощущения. Но она не имеет отношения к науке, занимающейся поисками объективных закономерностей в неживой и живой природе. Рассматриваемая книга претендует на статус учебника, а к учебникам предъявляются требования, несравненно более высокие, чем к любым печатным материалам, просто отражающим личную точку зрения автора на ту или иную проблему. Прежде всего учебник должен содержать если не оптимальный, то минимально необходимый для данного уровня обучения объем знаний по предмету. Излагаемый материал должен быть точным, в нем не должно быть фактических ошибок. Одной из важнейших задач школьного образования является воспитание у учащихся навыков самостоятельного мышления, умения формулировать проблему и выявлять причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями. Школьники должны иметь представление о методах научного исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент). И еще: в 10-й (и далее в 11-й класс) идут учиться дети, решившие продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Если это вуз, где одна из базовых дисциплин — биология (биологический факультет университета, медицинский, сельскохозяйственный, ветеринарный вузы), то абитуриенту придется выдержать очень серьезный экзамен по этому предмету. Учебник, которым он будет пользоваться при подготовке, должен соответствовать современным достижениям науки, в нем не должно быть ни фактических ошибок, ни тем более каких-либо домыслов.
Книга С.Ю. Вертьянова не может обеспечить соблюдение этих требований.
Чтобы преподавать какой-либо предмет доверчивым ученикам, надо по крайней мере этот предмет знать, еще лучше — понимать. В книге же ошибки и небрежности встречаются буквально на каждом шагу, иногда фантазия автора (или недостоверные источники, которыми он пользовался) просто шокируют. Приведу лишь отдельные примеры.
«Улиток (т.е. брюхоногих моллюсков) долгое время делили более чем на 200 видов, но при более внимательном исследовании оказалось, что их можно свести лишь к двум» (с.210—211). Очень хотелось бы знать, кто проводил это «более внимательное» исследование! В классе брюхоногих моллюсков насчитывается до 90 тыс. видов. Даже человек, не имеющий о биологической науке ни малейшего представления, не может не знать прудовиков, виноградных улиток, слизней, катушек, разнообразные морские «ракушки»!
Пестичные цветки автор называет мужскими, а тычиночные — женскими! Тарантулов относит к насекомым (с.180). Трилобитов называет «рачками», хотя это самостоятельный класс полностью вымерших членистоногих. Да и странно называть уменьшительным словом «рачки» организмы, достигавшие в длину 70—80 см.
Тополь и лиственница — растения из двух разных отделов (что соответствует типам в систематике животных), цветковых и голосеменных, — названы близкородственными видами (с.167). Родственниками называются также виноград и капуста (с.158) — цветковые растения, относящиеся к разным порядкам.
На с.230 говорится о «рождении (!) у птеродактиля археоптерикса» (так, по мнению автора, следует из эволюционной теории).
На с.48 сказано, что лизосомы, как и ядро, имеют двойную мембрану. Это неверно — у лизосом одинарная мембрана. Бактерии не делятся «сразу на несколько частей» (с.82). Сперматозоид млекопитающих содержит две центриоли, а не одну (с.86). На рисунке на этой странице центриоль обозначена неправильно. На с.96 неправильно изображено формирование мезодермы у ланцетника. Зачатки мезодермы названы «полостью». Полость — это пространство (в данном случае между наружным и внутренним листками мезодермы), а зачатки — группы клеток!
При описании отрицательного воздействия этилового спирта на печень человека сказано, что постоянное употребление алкоголя приводит к жировому перерождению печени — циррозу (с.60). Это неверно. Жировая дистрофия гепатоцитов, конечно, имеет место, но цирроз — это замещение погибших печеночных клеток соединительной тканью. Одноклеточные водоросли никак не могут в темноте переходить к фагоцитозу (с.64), поскольку имеют прочную целлюлозную стенку, не способную формировать впячивания, на что указывает и сам автор (с.38).
На с.79 написано, что на стадии метафазы митоза центромерные области хромосом разъединяются. На самом деле разъединение центромеры является началом следующей фазы митоза — анафазы. На рисунке, изображающем фазы митоза, метафаза нарисована неправильно.
Неточно описан гетерозис. Не все гетерозисные гибриды животных бесплодны (с.149), а только межвидовые. Эффект гибридной силы снижается во втором поколении не потому, что доминантные гены переходят в рецессивное состояние (это никак невозможно), а потому, что в соответствии со вторым законом Менделя при скрещивании гибридов выщепляются гомозиготные рецессивы.
Перечисление в одном ряду зайцев, грызунов, белок (с.288) «возводит» беличьих (семейства в отряде грызунов) в ранг отряда. В тундре автор обнаруживает «плодородную почву с богатым и питательным растительным покровом» (с.303). «У человека фаланги пальцев ног сросшиеся», — пишет он (с.246). Из текста на с.208 следует, что земноводные имеют чешую...
Или такая цитата: «Ученые отмечают, что хотя внешнее сходство многих млекопитающих позволяет предположить эволюционную взаимосвязь, строение макромолекул (ДНК, белков и пр.) такую связь отвергает» (с.199). Тут остается только руками развести. Сам автор в параграфе «План сотворения» пишет о сходстве живых организмов на генетическом и эмбриональном уровнях (с.209). Помимо «внешнего сходства» млекопитающих, их органы и системы органов характеризуются глубоким внутренним сходством строения и функции. Последовательность нуклеотидов в ДНК и аминокислот в белках у шимпанзе и человека совпадают на 99%, а инсулин свиньи и человека различаются лишь двумя аминокислотами.
На фоне такой, заведомо неверной и ошибочной, информации (перечисление ошибок можно продолжать и продолжать) другие небрежности текста, путаница и тяготеющая к «бытовщине» речь автора кажутся пустяком.
На с.164 сначала написано, что Линней понимал под видом библейское слово «род». Чуть ниже читаем: «Ученый отождествил библейский род с классификационным понятием рода». Может читатель уразуметь, что же на самом деле думал Карл Линней? Протон у автора «протискивается» через каналец фермента (с.58), рибосома «перескакивает» («интервал между перескакиваниями», с.71). Это не пустяки! Точность получаемых учащимся знаний, владение терминологией изучаемой науки — обязательный показатель качества преподавания. Хотел бы автор жить в доме, построенным «на глазок» или оперироваться у хирурга, который «приблизительно» представляет, где у пациента аппендикс?
Однако небрежность автора в обращении с фактическим материалом имеет, думается, еще одно объяснение. На фоне бесчисленных фактических ошибок в качестве научных приводятся утверждения, вытекающие из, как уже сказано, «истинности каждого слова Писания». Здесь здравый смысл, к которому призывает сам автор (с.241), вынуждает меня сформулировать ряд примитивных вопросов, уровень и тональность которых заданы уровнем самого «учебника».
На с.212 читаем, что до грехопадения людей самки комаров питались соком растений, поскольку в них, возможно (!), содержался гемоглобин. Потрясенные, надо полагать, грехопадением людей, самки бросились пить кровь млекопитающих. Почему бы автору не объяснить, какую функциональную роль играл гемоглобин в клетках зеленых растений и каким образом растения от него моментально избавились? Если и хищничество возникло в результате грехопадения, вследствие чего изменились инстинкты животных, но не их строение, то зачем Творец создал нынешних хищников приспособленными к охоте и умерщвлению добычи, к перевариванию именно животной, а не растительной пищи? Зачем снабдил их когтями и клыками, но лишил сложного желудка? Чем питались до грехопадения хищные инфузории, хищные растения и грибы, у которых инстинктов нет? Как «вели себя» паразиты, питающиеся соками и тканями животных? Что ели пелагические хищники — дельфины, кашалоты, морские змеи? Фитопланктон, микроскопические водоросли? Их организм не приспособлен для этого. Чем питались глубоководные хищники (например, кальмары) и придонные (актинии, морские звезды), они ведь и на фитопланктон рассчитывать не могли, потому что там его нет?
Странно, конечно, в XXI в. анализировать приключения Ноя и его семейства, но попробуем, поскольку автор требует от нас признания истинности каждого слова Библии. Итак, согласно Книге Бытия, Бог сотворил небо и землю, все живое и человека. «И увидел (здесь и далее выделено мной — С.М.) Бог все, что он создал, хорошо весьма». А затем Господь «увидел, что велико развращение человеков, и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце Своем». Как это вяжется с мудрой предусмотрительностью Творца, который, по автору, даже жука-бомбардира снабдил реактивной камерой для защиты от хищников? (с.186). Бог велел Ною построить ковчег, ввести туда семейство и выбранных Ноем животных, «чтобы сохранить племя для всей земли». Как мог Ной поместить в ковчеге 2,5 млн ныне живущих видов живых организмов? Путешествовал ли он в Австралию за кенгуру, в Южную Америку за броненосцами, в Арктику за моржами и белыми медведями, в Антарктиду за пингвинами? Чем же он кормил животных, пока плавал в ковчеге в течение года? Почему он не взял с собой динозавров и бесчисленное количество других вымерших видов организмов? Очевидно, просто потому, что создатели легенды ничего не знали о их существовании. Кроме того, Ной и члены его семейства должны были унести с собой представителей около 500 паразитических видов, т.е., погружаясь в ковчег они должны были болеть одновременно чумой, холерой, менингитом, энцефалитом, амебной и бактериальной дизентерией, сыпным и брюшным тифом, сонной болезнью, малярией трехдневной, четырехдневной и тропической, сифилисом, гонореей, дифтерией, гепатитом А, В и С, гриппом, туберкулезом, лейшманиозом, аскаридозом, оспой, чесоткой, проказой и т.д. и т.д. для того, чтобы передать возбудителей этих заболеваний следующим поколениям людей. Абсурд? Конечно. Просто 6—8 тыс лет назад ничего не было известно о многих заболеваниях человека и тем более об их возбудителях. Но мы должны будем во все это поверить, если примем идею одной великой катастрофы — Всемирного Потопа, изменившего лик Земли.
Критический анализ содержания Библии и высказываний св. отцов о происхождении жизни не входит, конечно, в нашу задачу. Это — дело богословов и религиоведов. Я останавливаюсь на этом только потому, что в данном случае Священное Писание служит идеологической основой для пропаганды религиозного восприятия действительности и критики научного исследования окружающего нас мира. А это далеко не безопасно. Между прочим, из приводимых утверждений прямо следует вывод о неравноценности рас человека! (с. 265)
Глава 12 — «Происхождение жизни на Земле» состоит из разного рода домыслов и не соответствует современному уровню знаний. Для обоснования этих положений автор приводит материал, который школьник не может понять, учитель — объяснить, и как следствие — ни тот, ни другой не способны дать ему объективной оценки. Любой ли школьный учитель расскажет о сущности теории Пригожина? Или о том, что такое «панпсихизм» Тейяра де Шардена? Утверждая, что невозможно доказать, что планета существует миллиарды лет (с.222), автор приводит примитивную критику методов геологической стратиграфии, определения возраста пород и возраста планеты. Но методов стратиграфии школьники не знают и разобраться в них и понять безосновательность приводимой критики, естественно, не могут.
Наукообразие, дилетантский подбор аргументов «pro» и «contra» и простое перечисление громадного числа имен математиков, физиков, теплофизиков, астрофизиков, электриков, механиков (всего около 150!) должно заставить запутавшегося читателя сдаться и просто поверить в то, что жизнь на Земле создана сверхъестественным путем, что мир возник 7500 лет назад, а потом был Потоп. И, таким образом, строить свое миропонимание в соответствии с легендами, сотворенными пастушескими племенами Передней Азии 6—8 тыс. лет тому назад.
Ставя задачу объяснить окружающий нас мир с помощью текстов Священного Писания и св. отцов, автор одновременно пытается опровергнуть теорию абиогенного происхождения жизни на Земле и ее эволюционного развития. Основным объектом критики является, конечно, научная теория эволюции, первоначально сформулированная Ч.Дарвином. Изложив ее кратко и невнятно, проявив полное непонимание биологической сущности естественного отбора (с.176), так же как и полового отбора (с.260), автор повторяет в разных местах учебника: «гипотеза Дарвина не нашла подтверждения», «эта гипотеза не подтвердилась ни единым фактом» и т.д. На с.343 цитируется высказывание Войно-Ясенецкого, что природа «не знает даже перехода от воробья к ласточке». Епископ Войно-Ясенецкий был замечательным хирургом и мужественным человеком, но признать его авторитетом в области биологии никак нельзя. В противном случае мы вынуждены будем присоединиться к нелюбимому автором Т.Д.Лысенко, который, не зная о существовании гнездового паразитизма, утверждал, что кукушка якобы выводится из яйца пеночки (с.205).
О самом Чарлзе Дарвине из книги нельзя узнать ничего, кроме того, что он предложил гипотезы естественного отбора и происхождения человека, которые не были восприняты «серьезными учеными» (Дарвин был, стало быть, «несерьезным»). К числу критиков Дарвина автор отнес даже Г.Менделя, который ни о чем, кроме как о растительных гибридах, никогда не писал! Высокомерно-снисходительный тон и ссылки на упражнения невежественных журналистов и карикатуристов XIX в. кажутся очень странными для ученого, излагающего в учебнике для школьников одну из фундаментальнейших теорий естествознания. Между тем к моменту начала работы над «Происхождением видов» Дарвин был уже одним из крупнейших и авторитетнейших натуралистов Европы, автором многих капитальных трудов по зоологии, геологии, палеонтологии, географии.
Современная синтетическая теория эволюции, основанная на теории Дарвина, развитой и дополненной поколениями выдающихся ученых, также категорически отвергается автором «учебника»: «Пытаясь преодолеть несостоятельность гипотезы Дарвина, целый ряд ученых (тут следует перечисление этих «несерьезных ученых» — С. Четвериков, Дж. Холдейн, Дж. Гексли, Ф. Добжанский, Э. Майр, И.Шмальгаузен, А.Н. и А.С. Северцовы, Л. Татаринов) создали так называемую синтетическую теорию эволюции», — пишет он. Содержание этой теории остается для читателя неизвестным, однако делается заключение: «Современная эволюционная теория представляет собой совокупность противоречащих концепций, ни одна из которых не объясняет происхождения живых организмов».
Задача ниспровержения материалистического взгляда на сущность жизни, ее происхождение и дальнейшее эволюционное развитие решается автором двумя путями: попытками тем или иным способом бросить тень на ученых-эволюционистов и результаты их работы и подбором псевдонаучных аргументов. Посмотрим, как излагается теория Лайеля о факторах, обусловивших постепенное изменение лика Земли (теория актуализма): «Лайель и Дарвин были близкими друзьями, и не удивительно, что Лайель обосновал геологию на еще не доказанной фактическим материалом гипотезе Дарвина». Получается, что Лайель, чтобы удружить приятелю, придумал теорию и написал три тома «Основных начал геологии» для подкрепления другой выдумки — гипотезы Дарвина! На самом деле все было не так. Лайель был на 12 лет старше Дарвина. Первый том «Начал» вышел из печати накануне отплытия Дарвина в кругосветное путешествие, и он взял его с собой. Второй том Дарвин получил уже в Южной Америке. Подружился с Лайелем он после возвращения из путешествия с уже сложившимся убеждением об изменяемости видов. Над теорией происхождения видов путем естественного отбора Чарлз Дарвин работал еще более 20 лет, прежде чем опубликовал ее. (Характерно, что научная добросовестность ученого, так долго работавшего над своей теорией и собиравшего доказательства ее справедливости, рассматривается С. Ю. Вертьяновым как недостаток — с. 246—247.) Несомненно, теория геологической эволюции Лайеля оказала влияние на Дарвина и явилась одной из научных предпосылок (не единственной) формирования теории эволюции биологической.
Что касается геохронологии, в основу которой Лайель якобы положил принцип униформизма, то она приняла свой окончательный вид спустя десятилетие после выхода в свет труда Лайеля: кембрий был выделен в 1836 г. Седжвиком, силур в 1835 г. Мурчисоном, девон в 1839 г. Мурчисоном и Седжвиком, положение карбона над девоном на геохронологической шкале было установлено Мурчисоном в 1839 г. Тот же Мурчисон в 1841 г. выделил пермь. К 1841 г. были определены границы палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Утверждать, что геологи подгоняли свои стратиграфические изыскания под эволюционную теорию Дарвина (с. 218), нет никаких оснований.
Ряд формулировок автора свидетельствует о простом непонимании им теории эволюции, которую он пытается критиковать. В книге можно встретиться с понятием следующего (якобы!) из эволюционной теории «взаимопревращения разных видов» (с.210), формулировками «развитие одного животного в другое» (с.237), «перерождение обезьяны в человека» (с.245), «появление первого млекопитающего» (с.228), уже упомянутой мыслью о «рождении у птеродактиля археоптерикса» и т.д.
Пытаясь продемонстрировать «неправильность» утверждений эволюционистов о переходных формах, автор глубокомысленно рассуждает о том, что современная кистепёрая рыба целакант (латимерия) «не стремится к жизни на суше» (с.227). А с какой стати глубоководная морская рыба должна к этому стремиться? Чтобы продемонстрировать восхищенным натуралистам, как ее дальние родственники 300 или 400 млн лет назад переползали из одного пресноводного водоема в другой?
Приводимые в книге расчеты разного рода вероятностей — случайного образования ферментов, случайной самосборки живой клетки из необходимых атомов (с.241 и др.) — не имеют ни химического, ни биологического смысла. Автор игнорирует тот факт, что атомы и молекулы — не инертные тела, механически цепляющиеся друг за друга, они взаимодействуют избирательно и в определенных условиях. Прочно вошедшее в научный обиход понятие химической эволюции как предшественницы во времени эволюции биологической, автору, можно подумать, просто незнакомо.
Стремясь устранить из ряда сравнительно-анатомических доказательств эволюции гомологию органов позвоночных, автор сообщает читателю уже упомянутые неверные сведения об «внешнем сходстве» и о том, что «строение макромолекул такую связь отвергает».
Особенным нападкам подвергается в «учебнике» биогенетический закон. Оно и понятно — развитие в эмбриогенезе современных видов организмов структур, свойственных их далеким предкам, — прямое доказательство эволюции. Основная ошибка Э.Геккеля — формирование в процессе эмбрионального развития признаков, свойственных взрослым предкам, — давно исправлена. Кстати, Эрнст Геккель — не английский ученый (с.202), как думает автор, а немецкий... Трудами поколений эмбриологов показано, что в онтогенезе повторяются признаки зародышей предков, а не их взрослых форм, что было подмечено еще К. Бэром и получило развитие в теории филэмбриогенезов А.Н. Северцова. Не случайно, полагаю, упоминания об этой теории в «учебнике» нет. От биогенетического закона Геккеля осталось главное: онтогенез является отражением процессов, происходивших на протяжении эволюционного развития вида. Примеры этого многочисленны, и многие из них приводит сам автор, упоминая о жабрах и хвосте головастиков лягушек, хорде и нервной трубке личинок асцидий, закладке зубов у усатых (беззубых) китов, которые затем рассасываются. Понятно, рекапитуляции возникают в эмбриогенезе не для удовольствия биологов-эволюционистов, они выполняют вполне определенную функцию в развитии, а именно служат индукторами формирования других структур. Так, вторичные почки наземных позвоночных формируются не из «совершенно другого отдела эмбриона», а из каудального отдела нефрогенного эпителия, который в виде непрерывного клеточного тяжа простирается от головного до заднего конца зародыша между эктодермой и энтодермой. Биологический смысл закладки зачатков туловищной почки, свойственной рыбам и амфибиям (что является еще одним подтверждением биогенетического закона), заключается в функции этих зачатков: они служат индукторами развития вторичной почки. При экспериментальном разрушении зачатков мезонефроса метанефрос не образуется.
Зачаток хорды служит индуктором для преобразования зародышевой эктодермы в нервную пластинку и т.д. Очень важно, что гены, обусловливающие развитие признаков, исчезнувших в ходе эволюции, сохраняются. Показано, например, что при культивировании глоточного эпителия курицы с клетками оральной мезенхимы мыши развивались настоящие зубы. Таким образом, в геноме птиц все еще сохраняется генетическая информация, дающая возможность оральному эпителию курицы участвовать в последовательных взаимодействиях, необходимых для морфогенеза зубов и синтеза эмали. Утрату зубов у птиц можно рассматривать как результат изменения программы развития их мезенхимы, которое привело к выпадению начальных стадий этого процесса. Но предками современных птиц были организмы, обладавшие зубами.
Весьма впечатляющими являются эксперименты, направленные на выяснение изменений программы развития органов в процессе эволюции. Как известно, у археоптерикса имелась полностью развитая малая берцовая кость с суставными поверхностями на обоих концах (как у его рептилийных предков). У современных птиц малая берцовая кость представляет собой костный отросток, лежащий вдоль большой берцовой кости и приросший к ней. Отделение в эксперименте презумптивных клеток малой берцовой кости от зачатка большой берцовой привело к формированию у развившейся конечности малой берцовой кости полной длины, которая несла еще на своем дистальном конце суставную поверхность. Таким образом, гены, определявшие форму ноги у археоптерикса, сохраняются и у курицы, но в подавленном состоянии.
Автор цитирует высказывание Р. Кэролла: «Не поддается анализу, как могли возникнуть перья из чешуи рептилий». Почему же не поддается? Если у куриного зародыша мы пересадим дерму из области цевки под эпидермис спинной поверхности, дающий обычно перья, то получим крупные чешуи. На тесную гомологию между чешуями и перьями указывает наблюдаемое иногда превращение кончиков чешуи, покрывающих ноги птиц, в перья.
Совершенно неверно описано развитие волос у млекопитающих и роговой чешуи рептилий. В обоих случаях источником формирования придатков кожи служит эпидермис. Различие в том, что эпидермальный сосочек у млекопитающих погружается в дерму и образует луковицу волоса, а зачаток чешуи растет кнаружи от поверхности кожи. Эпидермис не исчезает, он формирует мощный роговой слой, который мы и называем чешуей. Вспомним, что у змей после линьки возникает новый роговой покров за счет деятельности клеток сохранившегося мальпигиева слоя эпидермиса.
Подобные примеры можно было бы умножить. А вот, например, описание развития богатых желтком телолецитальных яйцеклеток, свойственных птицам и пресмыкающимся, в тексте отсутствует. Случайно ли? Ведь формирование первичной полоски в процессе эмбриогенеза млекопитающих, яйцеклетки которых относятся к другому типу, — прекрасный пример рекапитуляции хода эмбрионального развития предков и справедливости биогенетического закона.
Странно читать почти детективную историю с рисунками Геккеля, изображающими зародышей позвоночных, которые автор объявляет подделкой и за которые Геккель якобы был исключен из состава профессуры Йенского университета (с.203). На самом деле Геккель занимал кафедру сравнительной анатомии этого университета с 1862 до 1909 г., когда в возрасте 75 лет (что вполне извинительно) передал ее своему ученику Людвигу Плате. Геккель создал большую интернациональную школу сравнительных анатомов, эмбриологов и филогенетиков, имена которых навсегда остались в истории биологии. Нападки на Геккеля сейчас выглядят анахронизмом. Эмбриональное развитие наземных позвоночных и человека детально изучено, — в том числе и процессы формирования энтодермальных карманов в области передней кишки, растущих по направлению к впячиваниям эктодермы зародыша (висцеральным бороздам). У птиц в месте контакта эктодермы и энтодермы карманов образуются отверстия — щели, соответствующие жаберным щелям низших позвоночных (у млекопитающих — нет, но это не меняет сути дела). Если автор считает себя в праве не доверять сделанным специалистами рисункам — пусть обратится к фотографиям как внешнего вида зародышей, так и их срезов.
В рамках краткого отзыва нет возможности подробно разбирать все приводимые в книге цитаты — выхваченные из контекста и искажающие взгляды их авторов — ученых и произвольные трактовки С.Ю. Вертьяновым тех научных данных, которые не согласуются с его религиозными воззрениями. Цель здесь одна: посеять в юных умах недоверие к науке. С той же целью смакуются и неполнота палеонтологической летописи, и действительно имевшие место ошибки ученых, и подделки, хотя и редко, но — увы! — встречающиеся в истории науки. (Речь идет о пилтдаунском человеке. Кстати, из какого источника автор почерпнул сведения о том, что на основании гипсовых слепков этих останков было защищено несколько сотен диссертаций?). Нет и не было «эволюционной гипотезы о происхождении видов путем случайных мутаций» (с.194 и след., с.238). Такие взгляды высказывались некоторыми учеными, когда генетика только оформлялась как самостоятельная наука. Незачем тратить столько страниц для доказательства невозможности положений, давно уже ставших достоянием истории. Наука успешно преодолевает и ошибки, и трудности, поскольку научное исследование — процесс объективный. Тем и отличается наука от религии, что формулируемые учеными гипотезы не являются догмами, они подлежат проверке и, дополняемые новыми фактами, служат для формирования новых обобщений, постепенно заполняющих бреши в нашем понимании естественной истории. Нынешнее состояние научной картины мира никак не определяется теми ошибками, которые имели место сто лет назад. Конечно, не все еще ясно в процессах эволюционного развития жизни, ученые формулируют различные гипотезы по отдельным вопросам, высказывают разные точки зрения. Но современная теория эволюции покоится на прочном основании: теории естественного отбора Ч.Дарвина, данных геологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, генетики.
Американский генетик Р. Левонтин, которого Вертьянов почему-то зачисляет в союзники, в книге «Генетические основы эволюции» пишет, что Дарвин совершил коренной переворот в науке, и переворот этот заключается не только в идее естественного отбора, но главным образом в замене метафизического взгляда на изменчивость организмов материалистическим. Утверждать, что «современные ученые все чаще обращаются к Священному Писанию», нет никаких оснований.
Не зная, как еще скомпрометировать биологов-эволюционистов, автор приписывает им оправдание абортов. Он пишет буквально следующее: «Одним из пагубнейших последствий развития эволюционных идей в эмбриологии явилось оправдание абортов. По мнению ученых-эволюционистов (выделено мной, — С.М.), прерывание беременности на ранних стадиях уничтожает не человека, а пока еще животное» (с.204). Это очередная выдумка. Аборты — проблема социальная и медицинская, но отнюдь не биологическая. Для биолога человек начинается с формирования оплодотворенной яйцеклетки — зиготы. Сроки же развития зародыша человека, на которых в него якобы вселяется бессмертная душа, высчитывались теологами. Наука к этому никакого отношения не имеет.
Итак, книга, претендующая на роль учебника для общеобразовательной школы, написана непрофессионально, переполнена ошибками, обусловленными как недостаточной компетентностью автора в предмете, так и непониманием фундаментальных биологических законов. Отрицая или ставя под сомнение огромный массив бесспорных данных, накопленный к настоящему времени учеными разных специальностей, С.Ю. Вертьянов ставит Церковь во враждебные отношения с наукой. Обличительный пафос автора превращает некоторые разделы книги в памфлет, что едва ли уместно в учебно-методической литературе. Агрессивный и безапелляционный характер высказываний С.Ю. Вертьянова вызывает обеспокоенность. Нам предлагают вернуться в Средневековье?
Идея создания православного учебника биологии изначально несостоятельна. Нельзя излагать современную биологию, пользуясь языком и понятиями Ветхого Завета. Принятие такого многослойного и противоречивого источника, как Книга Бытия в качестве руководства по вопросу о происхождении жизни на Земле и формировании современных флоры и фауны противоречит здравому смыслу, не говоря уже о данных науки. Вера и наука — это параллельные миры, которые не пересекаются. Наука изучает феномены неживой и живой материи, устанавливает существующие в ней причинно-следственные связи, закономерности организации и функционирования известных нам систем. Неуместно комментировать явления природы с помощью высказываний святых отцов. Православные святые — люди благочестивые, занятые постом и молитвою, — могут служить для нас образцом высокой нравственности, но не экспертами в конкретных вопросах естествознания.
Здесь есть еще один чрезвычайно важный аспект. Автор неоднократно подчеркивает, что все беды современного мира произошли вследствие грехопадения первого человека. Но что есть грехопадение в соответствии с Книгой Бытия? Стремление человека к познанию добра и зла, т.е. к тому, что и отличает человека от других животных. Как может учитель объяснить своим воспитанникам, что поиск истины, поиск критериев для различения хорошего и дурного есть грех в глазах Господа?
Это, конечно, не может не вызывать протеста. Недопустимо в светском государстве навязывать молодому поколению исключительно религиозный взгляд на мир, воспитывать у подростков, только вступающих в жизнь, пренебрежительное, неуважительное отношение к науке, к интеллектуальным и нравственным достоинствам людей, посвятивших себя изучению природы.
Все сказанное не означает, что я против чтения и изучения Библии. Отнюдь нет. Всякий образованный человек должен знать ее содержание, так же как «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Калевалу», «Веды» древних индусов и другие памятники нашей культуры, культуры всего человечества.
Говорят, что воспитатель должен научить своего воспитанника смотреть на мир открытыми глазами. Религиозное образование в области естественных наук закрывает глаза пеленой догматов.

С.Г. МАМОНТОВ,
действительный член Международной академии наук,
академик РАЕН, лауреат Премии Президента РФ
в области образования, профессор

А тут можете ознакомиться с отдельными главами этого "шЫдевра"...

PS: вот еще маленький нюанс, который я "выловил", читая опус этого товарисча, и который, собственно, объясняет причины всей это дури:
Цитата:
Вертьянов Сергей Юрьевич
Специалист по молекулярной и химической физике, кандидат физико- математических наук
Т.е. "учебник" биологии написан даже не биологом! Ну, о чем еще тут можно рассуждать? Что будет со знаниями наших детей, если они будут учиться по плодам измышлений дилетантов?


Последний раз редактировалось: MajorQ (27 Авг 2007, 2:09), всего редактировалось 1 раз
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : Сайт
Groke
Сообщение  26 Авг 2007, 22:35  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 49 Пол: Мужской 
C нами с 28.04.2006
Репутация: 58.4

Я в шоке! MajorQ, это жесть!
Так у нас скоро и святой инквизицией пахнёт...

_____________________________
Работа делает свободным
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : Сайт : ICQ
CVD
Сообщение  27 Авг 2007, 0:01  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской 
C нами с 05.09.2006
Репутация: 50.3

Интересно так почитать.
В начало
Профиль : Личное Сообщение : ICQ
Очкарик
Сообщение  27 Авг 2007, 0:23  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 54 Пол: Мужской 
C нами с 14.04.2007
Репутация: 22.9

Тело_Бабая писал(а):
Дарвин был верующим человеком, и те, кто утверждает, что его теории противоречат религии, не являются дарвинистами.

Религия религии рознь. Теория Дарвина противоречит библейскому учению о том, что бог создал животных и человека в их неизменном виде.

_____________________________
С ним не соскучишься:
Главному копипастеру РФ (с) senia
В начало
Профиль : Личное Сообщение
Показать сообщения:   
На страницу «  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  »

Unsorted   ~  Религия и философия  ~  Происхождение человека

Ответить на тему

Перейти:  





Powered by phpBB   © Unsorted Team  support@unsorted.me  promo@unsorted.me  Полезные скрипты