|
|
Возраст: 55 C нами с 13.05.2005 Репутация: 129.4
|
|
Купил себе двухтомник История России 20 век http://www.ozon.ru/context/detail/id/4589927/ Вначале дается краткий обзор истории древней Руси. Во время прочтения появились сомнения в объективности. Потом дошел до нашествия монголотатар. Дается оценка
"Во-первых, завоевание уничтожило почти весь культурный ведущий слой русского общества, сложившийся за предшествующие 2 с половиной столетия: одни убиты при штурме городов или на поле брани, другие замучены в Орде, третьи бежали в леса и опростились, многие были проданы в рабство. Татары особо ценили опытных ремесленников, строителей и без церемоний отправляли их возводить свои города и трудиться в них. Образованных, смелых и умелых людей осталось на Руси очень мало.
Во вторых, разоренные города уже не могли восстановитсья.... из городской Русь стала деревенской страной, что неизбежно способствовало дальнейшему падению культуры. В стране прекратилось летописание, строительство церквей и каменных крепостей, деградировало иконописание.
В-третьих, Русь перестала быть торговой страной... Борьба за существование вела к одичанию и нравственной деградации.
В-четвертых татары набирали вспомогательные войска молодыми русскими мужчинами. Из каждых десяти мужчин от младенца до старца один рекрутировался в монгольское войско... 430 тысяч молодых мужчин постоянно находились за пределами своей земли...
В-пятых...
В-шестых........
В-седьмых татары требовали десятины и в женщинах.... Так женщины ушли из общественной жизни, в которой они играли немалую роль в Киевский период, в домашний быт...
Читая Гумилева я не нашел этих анализа этих фактов. Какие есть еще авторы, которые подробно анализируют этот период?
"Монголы прекрасно зналии о попытке князя Даниила через соединение с Католической Церковью искать помощи на Западе, и о готовности католических государей помочь освобождению русских, если они станут единоверцами. Поэтому монгольская власть, совершенно равнодушная к христианству и преспокойно уничтожавшая православные храмы, монастыри и священнослужителей во время завоевания и карательных экспедиций, с 1270г. дабы подкупить церковь, освобождает православное духовенство от всех налогов, даней и рекрутских поборов. По мысли монголов, "обласканная" ими Русская Церковь должна была сохранить лояльность завоевателям и не искать соединения с Церковью Католической. Русская Церковь приняла это условие, стала возносить молитву за "поганого царя ордынского", а западные христиане стали для русских безбожниками, совершающими "латынское богомерзкое служение".........Русское общество и Русская Церковь замкнулись в себе, на очень низком после монгольского завоевания культурном уровне."
Где еще можно почитать анализ этих процессов?
|
_____________________________ "Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот"
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 46 C нами с 23.01.2005 Репутация: 23.4
|
|
Pastor писал(а): |
В-четвертых татары набирали вспомогательные войска молодыми русскими мужчинами. Из каждых десяти мужчин от младенца до старца один рекрутировался в монгольское войско
|
историки до сих пор договорится не могут
Это умиляет, кстати. Монгол в начале 20 едва за миллион перевалило. В в 13 веке их видать больше было. Потому пастухи и захватили Китай с его городами-крепостями. А вообще, пора уже откинуть этот бред историков 18 века.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 37 C нами с 01.02.2006 Репутация: 96
|
|
Теперешние монголы, вроде как ничтожный отголосок тогдашних, и по национальному составу орда не из одних монголов состояла, а из многих кочевых национальностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 43 C нами с 04.11.2007 Репутация: 158.7
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 55 C нами с 13.05.2005 Репутация: 129.4
|
|
Леха_пгф, не понятно, кто авторы и каков список использованной литературы. Как пункт, за номером 15 библиография подразумевается, но нет ссылки на сам список.
|
_____________________________ "Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот"
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 42 C нами с 21.07.2006 Репутация: 236.4
|
|
История есть разновидность журналистики.
Есть политический заказ, тут - перепишем, здесь - подгоним.
И лёгким движением руки сталин превращается... превращается сталин ... в "эффективного менеджера". ну это для внутреннего потребления, в одном, всем известном государстве. В другом государстве напишут другое... возможно, что лет через 50 весь "цивилизованный" мир будет знать что WWII развязал ссср в лице маниакального джугашвили с целью устроить мировую революцию, а душка гитлер защищал европейские ценности от краснопёрых варваров устроивших холокост.
Какие еще факты в период 13-15 века? Средств связи нет, из писменности только рукописи. Сидел монах и писал, естественно субъективно или просто что прикажут, потом коньюктура меняется - часть рукописей в топку, другую часть подкоректировали - стала идеологически верная история и так много раз. Потом появились печатные книги, и все сразу изменилось, да?
Горизонт больше 300-400 лет совсем смутно выглядит... бояре романовы, узурпация власти... потом иностранцы написали историю Руси, согласно ТЗ заказчика.
Но средне статистическому человеку это знать не к чему - он должен работать и не забивать себе голову всякими "глупостями". Про историю ему расскажет пристарелая школьная учительница по идеологически верным учебникам, про устройство вселенной и про эволюцию обезъяны в пролетария тоже... Если слишком умный, то еще добавят в ВУЗе. Потом где-нибудь в апирантуре напугают страшными вещами вроде конвенционализма в науке... и хорош, а то вдруг задумаываться начнет, анализировать, первоисточники какие-то искать, истрические догматы сомнению подвергать
Pastor, с гораздо с большем успехом можно анализировать "факты" из новостей первого канала или желтой прессы. Есть точные науки, а есть гумманитарная беллетристика - история, которую принято считать наукой.
Леха_пгф, такой вариант изучения истории по форумам, через пару сотен лет, возможно станет признан единственно правильным
|
_____________________________ "Самый большой враг правды - это не грязная ложь, а привычный и затасканный миф" (c)John F. Kennedy
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 46 C нами с 23.01.2005 Репутация: 23.4
|
|
Цитата: |
Теперешние монголы, вроде как ничтожный отголосок тогдашних, и по национальному составу орда не из одних монголов состояла, а из многих кочевых национальностей.
|
задним умом все умны, сейчас можно придумать, что это и не монголы были. И татары были не те татары. Единственно, кто там шурудил стояще - маньчжуры ака чжурчжени. И их Чингизхан - Абахай. И халхасцы (будущие монголы и повелители полумира в учебниках) бегали в позе чего изволите перед ними. Джунгары погремели малость, остальное скрыто песками времени.
|
_____________________________ Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 54 C нами с 14.04.2007 Репутация: 22.9
|
|
Ralevset писал(а): |
Теперешние монголы, вроде как ничтожный отголосок тогдашних,
|
наши буряты вроде как северная "ветвь" "тогдашних" монголов. По одной из версий, Чингисхан захоронен как раз на территории Бурятии в Забайкалье.
|
_____________________________ С ним не соскучишься:
Главному копипастеру РФ (с) senia
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 46 C нами с 23.01.2005 Репутация: 23.4
|
|
Очкарик писал(а): |
наши буряты
|
наши тюркоязычные тувинцы тоже мнят себя чингизидами, а на территории совр. Бурятской рес-ки в то время было полно эвенков, миграции бурят происходили в те места ещё в 17 веке, усилившись с приходом русских и межплемённой заварухой на территории совр. Монголии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 57 C нами с 24.02.2007 Репутация: 105.8
|
|
Цитата: |
"Во-первых, завоевание уничтожило почти весь культурный ведущий слой русского общества, сложившийся за предшествующие 2 с половиной столетия: одни убиты при штурме городов или на поле брани, другие замучены в Орде, третьи бежали в леса и опростились, многие были проданы в рабство.
|
Ну если русское общество ограничить Киевской, Волынской и Владимиро-Суздальской Русью, "забыв" про западные и северные русские земли, то авторы опуса почти правы...
|
_____________________________ Завтра - это сегодня. Но только завтра.(с) С.Мрожек
Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.(с) Ф.Раневская
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 55 C нами с 13.05.2005 Репутация: 129.4
|
|
Интересный цикл программ историка Игоря Данилевского на Эхе. Можно читать, можно слушать.
http://www.echo.msk.ru/guests/1166/
|
_____________________________ "Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот"
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 39 C нами с 24.05.2008 Репутация: 101
|
|
Сейчас читаю Платонова, но он как-то обходит влияние ига стороной. Пробежался по Ключевскому - практически ни слова об иге. Побольше пишет Соловьев - может начать с него?
http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv03p2.htm
С.М. Соловьев писал(а): |
Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам - одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и получает.
|
По истории Русской Церкви, в том числе и в монгольский период и вообще про разделение кафедр для начала можно почитать лекции Петрушко http://www.sedmitza.ru/text/436227.html Правда оценка католичества Литвы, естественно, будет негативной. Но в этих лекциях и по общей истории немало интересного.
Хотя приведенные в первом посте данные относятся, все же, к южной Руси, наиболее пострадавшей от татар. На севере дела были получше, особенно в Новгороде, практически сохранившем свою независимость.
Кстати именно в книге под ред. Зубова я впервые прочел о расцвете рабовладения в дохристианской Руси, равно как и в раннехристианский период. Платонов об этом упоминается не акцентируя. А вот Ключевский пишет подробно: ссылка
Цитата: |
РАБОВЛАДЕНИЕ. Но первоначальным основанием сословного деления русского общества, может быть, еще до князей служило, по-видимому, рабовладение. В некоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс, носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено более поздним термином княжи мужи; убийство огнищанина, как и княжа мужа, оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами. Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически, то можно заметить между ними различие племенное. Княжеская дружина принимала в свой состав и туземные силы, преимущественно из городской военно-правительственной старшины. Но по спискам киевских послов, заключавших договоры с греками в Х в., можно видеть, что решительное большинство в тогдашнем составе княжеской дружины принадлежало "находникам", как их называет летопись, заморским варягам. По-видимому, варяжский элемент преобладал в составе дружины еще и в XI в. Русское общество того времени привыкло считать русского боярина варягом. Есть любопытный памятник, относящийся к первым временам христианства на Руси: это слова на святую четыредесятницу с предшествующими ей неделями.
|
еще
Цитата: |
РАБОВЛАДЕНИЕ. Но всё это составляло лицевую сторону жизни, которая имела свою изнанку, какою является быт общественного низа, низших классов общества. Экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на рабовладении. К половине XII в. рабовладение достигло там громадных размеров. Уже в Х - XI вв. челядь составляла главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки. Русский купец того времени всюду неизменно являлся с главным своим товаром, с челядью. Восточные писатели Х в. в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге; выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Болгаре или Итиле, свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар - рабынь. С тем же товаром являлся он и в Константинополь. Когда греку, обывателю Царьграда, нужно было купить раба, он ехал на рынок, где "русские купцы приходяще челядь продают" - так читаем в одном посмертном чуде Николая-чудотворца, относящемся к половине XI в. Рабовладение было одним из главнейших предметов, на который обращено внимание древнейшего русского законодательства, сколько можно судить о том по Русской Правде: статьи о рабовладении составляют один из самых крупных и обработанных отделов в её составе. Рабовладение было, по-видимому, и первоначальным юридическим и экономическим источником русского землевладения. До конца Х в. господствующий класс русского общества остаётся городским по месту и характеру жизни. Управление и торговля давали ему столько житейских выгод, что он ещё не думал о землевладении. Но, прочно усевшись в большом днепровском городе, он обратил внимание и на этот экономический источник. Военные походы скопляли в его руках множество челяди. Наполнив ими свои городские подворья, он сбывал излишек за море: с Х в. челядь, как мы знаем, наряду с мехами была главной статьей русского вывоза. Теперь люди из высшего общества стали сажать челядь на землю, применять рабовладение к землевладению.
|
|
_____________________________ Есть лишние вещи? Не поленись отнести их в Русскую Березу. Раменчане, которым лень ехать в Жуковский, могут отвезти вещи в Игумново.
|
|
|
|
|
|
|
|