Имя:    Пароль:      Помнить меня       
Unsorted   ~  История и политика  ~  Иван Грозный кто же он как личность?
На страницу 1, 2  »

Как вы относитесь к Ивану(Иоану) Грозному?
Положительно
50%
 50%  [ 21 ]
Отрицательно
16%
 16%  [ 7 ]
Нетрально
23%
 23%  [ 10 ]
о.О это кто?
9%
 9%  [ 4 ]
Всего проголосовало : 42

maz
Сообщение  07 Май 2008, 0:06  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.10.2006
Репутация: 94.5

проверим если тут историки Улыбочка))
Вот если брать правителей нашего государства, то , пожалуй, Иван Грозный являеться самым таким загадочным (для меня лично), и до сих пор я не могу понять и разобраться, положительный ли это персонаж или отрицательный?! Прошу выразить свое мнение по этому повод.

что можно сказать по этому поводу (кратко):
1)Иоанн Грозный - страшная страница истории. Почему? Опричина (карательный корпус) выметали всех и каждого ! Вкус безнаказности!Казнили по 1000 человек в день (Новгород), и в таком духе. Государь хохотал когда по его приказу натравливали медведя на ни в чем не повинных людей (Карамзин). НО, все это вышеуказанное последствия после - август 1560год умерла царица Анастосия Милостливая. Смерть сына. (это очень сильно повлияло на жестокость Иоана Грозного) и др.
2)Иоанн Грозный - великая страница истории. Почему? Во-первых был один из самых умных и начитаных, образованных правителей того времени и того мира.Взятие Казани. Освобождение 60 тыс. русских пленников!покорение Астрахани, Сибири.Впервые сделал: нормальное войско (стрелки), пушки (при взятии казани), подрывное устройсто (при взятии казани). Москва взяла торговые пути. Русь была выгодным союзником даже для таких стран как Англия. Взятие более 20 городов при ливонской войне. и др.
я канечно много что не упоменул, но сделал это специально, чтобы люди не сильно интересующуеся историей не заснули при чтении Улыбочка
чтобы выразить свое мнение не обизательно читать то, что ниже Улыбочка

для тех кто не знает кто такой иван грозный, и кому интересно (великий историк (мой любимый) В.О. Ключевский):
ДЕТСТВО. Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел — на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросши среди чужих, без отцовского призора и материнского привета Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. В торжественные, церемониальные случаи — при выходе или приеме послов — его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на нее положит, не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда правила партия князей Бельских, сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за их противников митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.
ВЛИЯНИЕ БОЯРСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. Безобразные сцены боярскогосвоеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон. Это заставляло его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее работал в нем инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.
РАННЯЯ РАЗВИТОСТЬ И ВОЗБУЖДАЕМОСТЬ. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17—20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумывались и в зрелом возрасте. В 1546г., когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уж так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись. Эта ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нем болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, уменье направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чем бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотком кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты.
Иван — один из лучших московских ораторов и писателей XVI в., потому что был самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения. Читая письма царя к князю Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям. Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком утомленных душевных сил, и тогда от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. В эти минуты умственного изнеможения и нравственной опущенности он способен был на затеи, лишенные всякой сообразительности. Быстро перегорая, такие люди со временем, когда в них слабеет возбуждаемость, прибегают обыкновенно к искусственному средству, к вину, и Иван в годы опричнины, кажется, не чуждался этого средства.
Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе — читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы.
НРАВСТВЕННАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ. Но он не был таким. По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 г. на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена.
Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качества. В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и, кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до излишества. Тогда в нем вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость постоянно напряженного злого настроения, — это привязчивость. Первую жену свою он любил какой-то особенно чувствительной, недомостроевской любовью. Так же безотчетно он привязывался к Сильвестру и Адашеву, а потом и к Малюте Скуратову. Это соединение привязчивости и недоверчивости выразительно сказалось в духовной Ивана, где он дает детям наставление, «как людей любить и жаловать и как их беречься». Эта двойственность характера и лишала его устойчивости. Житейские отношения больше тревожили и злили его, чем заставляли размышлять.
Но в минуты нравственного успокоения, когда он освобождался от внешних раздражающих впечатлений и оставался наедине с самим собой, со своими задушевными думами, им овладевала грусть, к какой способны только люди, испытавшие много нравственных утрат и житейских разочарований. Кажется, ничего не могло быть формальнее и бездушнее духовной грамоты древнего московского великого князя с ее мелочным распорядком движимого и недвижимого имущества между наследниками. Царь Иван и в этом стереотипном акте выдержал свой лирический характер. Эту духовную он начинает возвышенными богословскими размышлениями и продолжает такими задушевными словами: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня, ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, утешающих я не нашел, заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь». Бедный страдалец, царственный мученик — подумаешь, читая эти жалобно-скорбные строки, а этот страдалец года за два до того, ничего не расследовав, по одному подозрению, так, зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары. В самые злые минуты он умел подниматься до этой искусственной задушевности, до крокодилова плача. В разгар казней входит он в московский Успенский собор. Митрополит Филипп встречает его, готовый по долгу сана печаловаться, ходатайствовать за несчастных, обреченных на казнь. «Только молчи, — говорил царь, едва сдерживаясь от гнева, — одно тебе говорю — молчи, отец святой, молчи и благослови нас». — «Наше молчание, — отвечал Филипп, — грех на душу твою налагает и смерть наносит». — «Ближние мои, — скорбно возразил царь, — встали на меня, ищут мне зла; какое тебе дело до наших царских предначертаний!»
Описанные свойства царя Ивана сами по себе могли бы послужить только любопытным материалом для психолога, скорее для психиатра, скажут иные: ведь так легко нравственную распущенность, особенно на историческом расстоянии, признать за душевную болезнь и под этим предлогом освободить память мнимобольных от исторической ответственности. К сожалению, одно обстоятельство сообщило описанным свойствам значение, гораздо более важное, чем какое обыкновенно имеют психологические курьезы, появляющиеся в людской жизни, особенно такой обильной всякими душевными курьезами, как русская: Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его.
РАННЯЯ МЫСЛЬ О ВЛАСТИ. Иван рано и много, раньше и больше, чем бы следовало, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно поддерживали в нем эту думу, сообщали ей тревожный, острый характер. Его сердили и обижали, выталкивали из дворца и грозили убить людей, к которым он привязывался, пренебрегая его детскими мольбами и слезами, у него на глазах выказывали непочтение к памяти его отца, может быть, дурно отзывались о покойном в присутствии сына. Но этого сына все признавали законным государем; ни от кого не слыхал он и намека на то, что его царственное право может подвергнуться сомнению, спору. Каждый из окружающих, обращаясь к Ивану, называл его великим государем; каждый случай, его тревоживший или раздражавший, заставлял его вспоминать о том же и с любовью обращаться к мысли о своем царственном достоинстве как к политическому средству самообороны. Ивана учили грамоте, вероятно, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в Древней Руси, заставляя твердить Часослов и Псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного. Изречения из этих книг затверживались механически, на всю жизнь врезывались в память.
Кажется, детская мысль Ивана рано начала проникать в это механическое зубрение Часослова и Псалтыря. Здесь он встречал строки о царе и царстве, о помазаннике Божием, о нечестивых советниках, о блаженном муже, который не ходит на их совет, и т. п. С тех пор как стал Иван понимать свое сиротское положение и думать об отношениях своих к окружающим, эти строки должны были живо затрагивать его внимание. Он понимал эти библейские афоризмы по-своему, прилагая их к себе, к своему положению. Они давали ему прямые и желанные ответы на вопросы, какие возбуждались в его голове житейскими столкновениями, подсказывали нравственное оправдание тому чувству злости, какое вызывали в нем эти столкновения. Легко понять, какие быстрые успехи в изучении Святого Писания должен был сделать Иван, применяя к своей экзегетике такой нервный, субъективный метод, изучая и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного, капризного чувства. С тех пор книги должны были стать любимым предметом его занятий. От Псалтыря он перешел к другим частям Писания, перечитал много, что мог достать из тогдашнего книжного запаса, вращавшегося в русском читающем обществе. Это был начитаннейший москвич XVI в. Недаром современники называли его «словесной мудрости ритором».
О богословских предметах он любил беседовать, особенно за обеденным столом, и имел, по словам летописи, особливую остроту и память от Божественного Писания. Раз в 1570 г. он устроил в своих палатах торжественную беседу о вере с пастором польского посольства чехом евангеликом Рокитой в присутствии посольства, бояр и духовенства. В пространной речи он изложил протестантскому богослову обличительные пункты против его учения и приказал ему защищаться «вольно и смело», без всяких опасений, внимательно и терпеливо выслушал защитительную речь пастора и после написал на нее пространное опровержение, до нас дошедшее. Этот ответ царя местами отличается живостью и образностью. Мысль не всегда идет прямым логическим путем, натолкнувшись на трудный предмет, туманится или сбивается в сторону, но порой обнаруживает большую диалектическую гибкость. Тексты Писания не всегда приводятся кстати, но очевидна обширная начитанность автора не только в Писании и отеческих творениях, но и в переводных греческих хронографах, тогдашних русских учебниках всеобщей истории. Главное, что читал он особенно внимательно, было духовного содержания; везде находил он и отмечал одни и те же мысли и образы, которые отвечали его настроению, вторили его собственным думам. Он читал и перечитывал любимые места, и они неизгладимо врезывались в его память.
Не менее иных нынешних записных ученых Иван любил пестрить свои сочинения цитатами кстати и некстати. В первом письме к князю Курбскому он на каждом шагу вставляет отдельные строки из Писания, иногда выписывает подряд целые главы из ветхозаветных пророков или апостольских посланий и очень часто без всякой нужды искажает библейский текст. Это происходило не от небрежности в списывании, а от того, что Иван, очевидно, выписывал цитаты наизусть.
ИДЕЯ ВЛАСТИ. Так рано зародилось в голове Ивана политическое размышление — занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Кажется, это занятие шло втихомолку, тайком от окружающих, которые долго не догадывались, в какую сторону направлена встревоженная мысль молодого государя, и, вероятно, не одобрили бы его усидчивого внимания к книгам, если бы догадались. Вот почему они так удивились, когда в 1546 г. шестнадцатилетний Иван вдруг заговорил с ними о том, что он задумал жениться, но что прежде женитьбы он хочет поискать прародительских обычаев, как прародители его, цари и великие князья и сродник его. Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садились. Пораженные неожиданностью дум государя бояре, прибавляет летописец, удивились, что государь так молод, а уж прародительских обычаев поискал.
Первым помыслом Ивана при выходе из правительственной опеки бояр было принять титул царя и венчаться на царство торжественным церковным обрядом. Политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих, как тайком складывался его сложный характер. Впрочем, по его сочинениям можно с некоторой точностью восстановить ход его политического самовоспитания. Его письма к князю Курбскому — наполовину политические трактаты о царской власти и наполовину полемические памфлеты против боярства и его притязаний.
Попробуйте бегло перелистать его первое длинное-предлинное послание — оно поразит вас видимой пестротой и беспорядочностью своего содержания, разнообразием книжного матери¬ала, кропотливо собранного автором и щедрой рукой рассыпанного по этим нескончаемым страницам. Чего тут нет, каких имен, текстов и примеров! Длинные и короткие выписки из Святого Писания и отцов Церкви, строки и целые главы из ветхозаветных пророков — Моисея, Давида, Исаии, из новозаветных церковных учителей — Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, образы из классической мифологии и эпоса — Зевс, Аполлон, Антенор, Эней — рядом с библейскими именами Иисуса Навина, Гедеона, Авимелеха, Иевффая, бессвязные эпизоды из еврейской, римской, византийской истории и даже из истории западноевропейских народов со средневековыми именами «Зинзириха» вандальского, готов, савроматов, французов, вычитанными из хронографов, и, наконец, порой невзначай брошенная черта из русской летописи, — и все это, перепутанное, переполненное анахронизмами, с калейдоскопической пестротой, без видимой логической последовательности, всплывает и исчезает перед читателем, повинуясь прихотливым поворотам мысли и воображения автора, и вся эта, простите за выражение, ученая каша сдобрена богословскими или политическими афоризмами, настойчиво подкладываемыми, и порой посолена тонкой иронией или жестким, иногда метким сарказмом. Какая хаотическая память, набитая набором всякой всячины, — подумаешь, перелистав это послание. Недаром князь Курбский назвал письмо Ивана бабьей болтовней, где тексты Писания переплетены с речами о женских телогреях и о постелях. Но вникните пристальнее в этот пенистый поток текстов, размышлений, воспоминаний, лирических отступлений, и вы без труда уловите основную мысль, которая красной нитью проходит по всем этим, видимо столь нестройным страницам.
С детства затверженные автором любимые библейские тексты и исторические примеры все отвечают на одну тему, все говорят о царской власти, о ее божественном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и под¬данным, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Несть власти, аще не от Бога. Всяка душа властем предержащим да повинуется. Горе граду, им же градом мнози обладают и т. п. Упорно вчитываясь в любимые тексты и бесконечно о них размышляя, Иван постепенно и незаметно создал себе из них идеальный мир, в который уходил, как Моисей на свою гору, отдыхать от житейских страхов и огорчений. Он с любовью созерцал эти величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона. Но в этих образах он, как в зеркале, старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска или перенести на себя самого отблеск их света и величия. Понятно, что он залюбовался собой, что его собственная особа в подобном отражении представилась ему озаренною блеском и величием, какого и не чуяли на себе его предки, простые московские князья-хозяева.
Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».
НЕДОСТАТОК ПРАКТИЧЕСКОЙ ЕЕ РАЗРАБОТКИ. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти без практических выводов, каких требует всякая идея. Теория осталась неразработанной в государственный порядок, в политическую программу. Увлеченный враждой и воображаемыми страхами, он упустил из виду практические задачи и потребности государственной жизни и не умел приладить своей отвлеченной теории к местной исторической действительности. Без этой практической разработки его возвышенная теория верховной власти превратилась в каприз личного самовластия, исказилась в орудие личной злости, безотчетного произвола. Потому стоявшие на очереди практические вопросы государственного порядка остались неразрешенными.
В молодости, как мы видели, начав править государством, царь с избранными своими советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было, с одной стороны, добиться берега Балтийского моря и войти в непосредственные торговые и культурные сношения с Западной Европой, а с другой — привести в порядок законодательство и устроить областное управление, создать местные земские миры и призвать их к участию не только в местных судебно-административных делах, но и в деятельности центральной власти. Земский собор, впервые созванный в 1550 г., развиваясь и входя обычным органом в состав управления, должен был укрепить в умах идею земского царя взамен удельного вотчинника. Но царь не ужился со своими советниками. При подозрительном и болезненно возбужденном чувстве власти он считал добрый прямой совет посягательством на свои верховные права, несогласие со своими планами — знаком крамолы, заговора и измены. Удалив от себя добрых советников, он отдался одностороннему направлению своей мнительной политической мысли, везде подозревавшей козни и крамолы, и неосторожно возбудил старый вопрос об отношении государя к боярству — вопрос, которого он не в состоянии был разрешить и которого потому не следовало возбуждать.
Дело заключалось в исторически сложившемся противоречии, в несогласии правительственного положения и политического настроения боярства с характером власти и политическим самосознанием московского государя. Этот вопрос был неразрешим для московских людей XVI в. Потому надобно было до поры до времени заминать его, сглаживая вызвавшее его противоречие средствами благоразумной политики, а Иван хотел разом разрубить вопрос, обострив самое противоречие, своей односторонней политической теорией поставив его ребром, как ставят тезисы на ученых диспутах, принципиально, но непрактично. Усвоив себе чрезвычайно исключительную и нетерпеливую, чисто отвлеченную идею верховной власти, он решил, что не может править государством, как правили его отец и дед, при содействии бояр, но как иначе он должен править, этого он и сам не мог уяснить себе.
Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду с лицами, в бесцельную и неразборчивую резню, он своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии. Между тем успешно начатые внешние предприятия и внутренние реформы расстроились, были брошены недоконченными по вине неосторожно обостренной внутренней вражды.
Отсюда понятно, почему этот царь двоился в представлении современников, переживших его царствование. Так, один из них, описав славные деяния царя до смерти царицы Анастасии, продолжает: «А потом словно страшная буря, налетевшая со стороны, смутила покой его доброго сердца, и я не знаю, как перевернула его многому дренный ум в нрав свирепый, и стал он мятежником в собственном государстве». Другой современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был «муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, зело ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен, на рабы, от Бога данные ему, жестосерд, на пролитие крови дерзостен и неумолим, множество народа от мала и до велика при царстве своем погубил, многие города свои попленил и много иного содеял над рабами своими; но этот же царь Иван и много доброго совершил, воинство свое весьма любил и на нужды его из казны своей неоскудно подавал».
ЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ ИВАНА. Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана — одно из прекраснейших по началу — по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели.




Рябушкин Андрей Петрович - Иоанн Грозный с приблеженными (1903 год)
Рябушкин Андрей Петрович - Иоанн Грозный с приблеженными 1903.jpg

Рябушкин Андрей Петрович - Иоанн Грозный с приблеженными 1903.jpg - Просмотров: 20

В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : E-mail : ICQ
eL3cTr0
Сообщение  07 Май 2008, 0:29  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 35 Пол: Мужской 
C нами с 14.07.2007
Репутация: 10.7

Ивана Грозного можно назвать и созидателем и разрушителем в одном лице.Созидателем, потому что объединил Русские земли, вел хотя и войны но ради того что бы Русь крепла и процветала, он жертвовал собой, своим авторитетом, что бы процветало государство и росла!!!Ведь он направил экспедицию в Сибирь на освоение земель и так далее.
Разрушитель тоесть диктатор, это в смысле что убийство собственного сына(в гневе), и остальное как он делал с теми кто не покорялся ему, он жестоко высказывал свое мнение всем и ему было плевать на другие...он сам царь и что хочет так делает и поступает!!!
Его можно также сравнивать с Петром I он тоже пожертвовал своим сыном но государство стояло всегда на 1 месте у этих личностей, чем личная жизнь!!!
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : E-mail : Сайт : JabberID : SkypeID : ICQ
Очкарик
Сообщение  07 Май 2008, 11:06  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 54 Пол: Мужской 
C нами с 14.04.2007
Репутация: 22.9

eL3cTr0 писал(а):
государство стояло всегда на 1 месте у этих личностей, чем личная жизнь!!!

А сколько жен было у Грозного. кто точно помнит?
P.S. Что за убогая голосовалка с грамматическими ошибками?
"Нетрально
о.О это кто "

_____________________________
С ним не соскучишься:
Главному копипастеру РФ (с) senia
В начало
Профиль : Личное Сообщение
maz
Сообщение  07 Май 2008, 15:06  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.10.2006
Репутация: 94.5

сори за голосовалку я писал быстро а исправить как не знаю. Улыбочка
конечно:
нейтрально
ИоаНН
Улыбочка
После смерти Анастасии Милостливой у него было 6 жен, вопреки запретам церкви.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : E-mail : ICQ
Bankaspor
Сообщение  07 Май 2008, 18:24  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской 
C нами с 10.07.2007
Репутация: 22.4

Ага, просто гениальный созидатель Русской земли. По-моему, ни один правитель за всю историю земли не опускался до маразма выжигания городов в своем государстве, как сделал Иван Грозный с Псковом и Новгородом, попутно почти целиком истребив там местное население.

_____________________________
¡No llores por mi, Argentina!
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : ICQ
Шляхтич
Сообщение  07 Май 2008, 23:26  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 46 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.01.2005
Репутация: 23.4

Очкарик писал(а):
А сколько жен было у Грозного. кто точно помнит?

не забываем, о том, что женой в то время считалась только та женщина, с которой Государь венчался в церкви.
Жены было четыре, его четвертый брак был разрешен Освященным Собором.
За этот грех на Ивана была наложена епитимья.

Bankaspor писал(а):
По-моему, ни один правитель за всю историю земли не опускался до маразма выжигания городов в своем государстве, как сделал Иван Грозный с Псковом и Новгородом, попутно почти целиком истребив там местное население.

обождите метать штампы, ещё скажите, что он сына убил..
По Грозному много серьёзных работ историков, а затрепезные бульварные выдумки про 700 000 убитых в Новгородчине и про растерзание Пскова оставьте для клинических идиотов, не понимамающих суть вещей.


Последний раз редактировалось: Шляхтич (07 Май 2008, 23:36), всего редактировалось 2 раз(а)

_____________________________
Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
splav
Сообщение  07 Май 2008, 23:32  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 36 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 22.01.2006
Репутация: 256.8

Bankaspor, в те времена далёкие английский парламент еще не то делал... Только когда это решение парламента - это государственные интересы и необходимость, а когда один человек - тиран и деспот. И не путайте современные представления и тогдашние. Тогда такое по странам было в порядке вещей. И никто про это особо не вспоминает, опять же почему-то кроме случаев, когда явно можно указать на крайнего. Когда крайних много - решение совета, коллегиальное, всё путёт - так и надо.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : JabberID : ICQ
Всемирное_ЗЛО
Сообщение  08 Май 2008, 0:54  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской 
C нами с 18.01.2008
Репутация: 68.9

Bankaspor, ну насчет "дьявольского выжигания городов и злорадного изничтожения их населения"-явное преувеличение, что за голосовалка? Улыбочка какая разница, как к Иоанну IV кто относится? Он просто был (тоже не факт) и выяснение личных отношений к нему ничего не принесет, зачем вообще оценивать его действия, тем более в таких примитивных формах...
В начало
Профиль : Личное Сообщение
Bankaspor
Сообщение  08 Май 2008, 18:56  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской 
C нами с 10.07.2007
Репутация: 22.4

Шляхтич писал(а):
обождите метать штампы, ещё скажите, что он сына убил..
По Грозному много серьёзных работ историков, а затрепезные бульварные выдумки про 700 000 убитых в Новгородчине и про растерзание Пскова оставьте для клинических идиотов, не понимамающих суть вещей.

Интересно знать, а что пишут про этот факт "серьезные работы"? Получается, что учителя в школе (а потом преподаватели в институте по истории) из нас намеренно делали клинических идиотов, рассказывая бульварные выдумки про выжигание этих городов.

splav писал(а):
Bankaspor, в те времена далёкие английский парламент еще не то делал... Только когда это решение парламента - это государственные интересы и необходимость, а когда один человек - тиран и деспот. И не путайте современные представления и тогдашние. Тогда такое по странам было в порядке вещей. И никто про это особо не вспоминает, опять же почему-то кроме случаев, когда явно можно указать на крайнего. Когда крайних много - решение совета, коллегиальное, всё путёт - так и надо.

Приведите, пожалуйста, равноценные по злодеянию примеры действий английского парламента.

Всемирное_ЗЛО писал(а):
Bankaspor, ну насчет "дьявольского выжигания городов и злорадного изничтожения их населения"-явное преувеличение, что за голосовалка? какая разница, как к Иоанну IV кто относится? Он просто был (тоже не факт) и выяснение личных отношений к нему ничего не принесет, зачем вообще оценивать его действия, тем более в таких примитивных формах...

Не совсем понял смысл данного поста))

_____________________________
¡No llores por mi, Argentina!
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : ICQ
splav
Сообщение  08 Май 2008, 19:45  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 36 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 22.01.2006
Репутация: 256.8

wiki писал(а):
Когда Елизавете I в 1603 наследовал король Шотландии Яков VI, который также стал Яковом I Английским, обе страны находились под его личным управлением, но каждая сохранила свой Парламент. У наследник Якова I, Карла I возник конфликт с Парламентом, который после Войны трех Королевств перерос в Английскую гражданскую войну. Карл был казнен в 1649, и при правлении Оливера Кромвеля Палата Лордов была отменена, а Палата Общин подчинена Кромвелю. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата Лордов.

В 1688 году во время Славной революции был свергнут король Яков II, и установлено совместное правление Марии II и Вильгельма III. Их согласие с английским биллем о правах означало создание элементов конституционной монархии.

Подробности гражданской войны и сопутствующих ужасов описаны и доступны.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : JabberID : ICQ
Шляхтич
Сообщение  08 Май 2008, 21:15  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 46 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.01.2005
Репутация: 23.4

splav, достаточно закона об огораживаниях и казни за брожничество, под сотню тысяч казнённых.

Bankaspor писал(а):
Интересно знать, а что пишут про этот факт "серьезные работы"?

Есть ряд историков: Скрынников, Цветков, Пронина и др.
Там все эти штампы разбиваются.
А в учебниках и не такое пишут. Смешно
Можете мне поверить на слово, кстати MajorQ в теме, но что-то не заходит. Весело
Неужели националистические перипетии более интересны ?

_____________________________
Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz





10320.jpg

10320.jpg - Просмотров: 3


54000079457.jpg

54000079457.jpg - Просмотров: 1


pic2.jpg

pic2.jpg - Просмотров: 1

В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
splav
Сообщение  08 Май 2008, 21:24  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 36 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 22.01.2006
Репутация: 256.8

Шляхтич, к сожалению этим делом интересовался лет 5-6 назад... Вспомнить подробности проблематично.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение : JabberID : ICQ
maz
Сообщение  09 Май 2008, 0:24  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.10.2006
Репутация: 94.5

ЧТо касаеться выжигания городов - канечно чушь, Но опричина - факт, а это ,извените, карательный корпус. Что касаеться голосовалки:
1) я извинился выше
2) Этот вопрос лично ИНТЕРЕСЕН мне и мне ИНТЕРЕСНО услышать мнения, по - моему форум для этого предназначен.

Добавлено спустя 6 минут 41 секунду:

Шляхтич к сожалению, сколько я ни читал историков о Иоанне Грозном, точного ответа никто не дает, все лишь вода да личные размышления.
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : E-mail : ICQ
Шляхтич
Сообщение  09 Май 2008, 15:19  Ссылка : Ответить с цитатой
Возраст: 46 Пол: Мужской  Доверенный пользователь
C нами с 23.01.2005
Репутация: 23.4

maz писал(а):
сколько я ни читал историков о Иоанне Грозном, точного ответа никто не дает, все лишь вода да личные размышления.

попробуйте тройку означенных, мне эти книги очень понравились, стоят теперь на полке для "лучших", я их постоянно просматриваю, по мере необходимости.

maz писал(а):
Но опричина - факт, а это ,извените, карательный корпус.

подумай, зачем опричнина Ивану (свои люди, на которых можно оперется), какие предпосылки (детство в страхе, отравление жены, измена по болезни), что он хотел добится (абсолютизма).
С кем боролся (наглое боярство и удельщина-самостийщина), какой пример имел перед глазами (Польша со шляхетством).

_____________________________
Jak sobie pościelesz, tak się wyśpisz
В начало
Профиль : Фотоальбом : Блог : Личное Сообщение
Bankaspor
Сообщение  09 Май 2008, 16:27  Ссылка : Ответить с цитатой
Пол: Мужской 
C нами с 10.07.2007
Репутация: 22.4

Шляхтич, спасибо, конечно, за информацию о книгах. Но кто поручится за полную достоверность информации, там изложенной? Известно, что любой исторический факт можно трактовать со множеством точек зрения, и все они буду по своей сути правы)) К тому же что-то можно придумать, что-то убрать...И вот уже получится не царь-злодей, а настоящий заботливый хранитель государства))) Поэтому спорить о том, где меня не было, я не горазд )))

_____________________________
¡No llores por mi, Argentina!
В начало
Профиль : Фотоальбом : Личное Сообщение : ICQ
Показать сообщения:   
На страницу 1, 2  »

Unsorted   ~  История и политика  ~  Иван Грозный

Ответить на тему

Перейти:  





Powered by phpBB   © Unsorted Team  support@unsorted.me  promo@unsorted.me  Полезные скрипты