Наш старый мир, который образовался с уходом со сцены СССР, движется в прошлое. Движется семимильными шагами, хотя некоторые делают вид, что ничего не меняется и всё великолепно. По-старому.
США и “геноцид тибетского народа” в изменяющемся мире
В 2001 году министр обороны США Рамсфелд, озирая лежащий у его ног огородик Соединенных Штатов — их (наш) мир, который они время от времени, спокойно и не торопясь, окучивали и прореживали,— обратил внимание, что очень разрастается Китай. “Пора прореживать”,— решил он. И сразу принял меры: объявил, что теперь врагом № 1 США в мире становится Китай. И заказал партию новейших бомбардировщиков В-2. Всем всё было ясно. Ведь совсем недавно разбомбили Югославию. И китайское посольство в Белграде. Демонстративно, “случайно”, высокоточными бомбами. Китай ничего не говорил, только наблюдал и делал свои дела. И так же молча посадил на свой аэродром залетевший сверхсекретный разведывательный самолет США и потом спокойно разбирал его целый месяц, извлекая из него американские секреты. На заявление американцев, что это секретное имущество США и ближе чем на 100 метров подходить к нему нельзя, Китай ответил: ваше имущество над нашей территорией не летает. И оказался прав — больше не летало. А чтобы увезти потом это “секретное” имущество домой, американцам пришлось нанимать самолет “Руслан” на Украине, потому что летать американскому “имуществу” над Китаем больше не разрешили.
Прошло всего семь лет. В прошлом году воинственно озабоченные американские конгрессмены попробовали призвать бойкотировать пекинскую Олимпиаду. Когда-то, в 1980 году, этого оказалось достаточно, чтобы на московскую Олимпиаду не приехали спортсмены и болельщики из множества стран. Но теперь с ними никто спорить не стал, просто Институт мировой экономики Академии общественных наук Китая (!) напомнил конгрессменам: “Если Китайский центральный банк будет вынужден продать государственные облигации США на 1,33 триллиона долларов, это может привести к массовому обесцениванию американской валюты”. Вопрос был исчерпан. Буш заявил, что он, конечно, поедет на Олимпиаду. Ведь ему есть о чем поговорить с Ху Цзиньтао. И вот 2008 год. Китай еще подрос, а в Штатах — кризис. И с врагом № 1 США уже решаются воевать только с помощью “правозащитников” — воюют за “свободу Тибета”, старую избитую тему, которой уже 50 лет. Совершенно безуспешных.
И новая борьба тоже успеха не сулит — правозащитники еще никогда никого не побеждали. Их задача другая: создать общественное мнение для прикрытия силового вмешательства — военного или экономического. И они стараются. Исландская певица Бьорк на концерте в Китае храбро прокричала “Тибет, Тибет!” после исполнения песни “Declare Independence” (“Объяви независимость”). Это ее проверенный прием — она этой песней точно так же уже боролась за свободу Косово. А в магазине “Маска” на Цветном бульваре в Москве “за свободу Тибета” борется лондонский портной — фирма одежды “Комодо”. “Предпринимая всё возможное, чтобы тибетский народ обрел свободу, “утерянную им пятьдесят лет назад после вторжения Китая (тогда погибло более одного миллиона тибетцев)”, “Koмодo” и другие организаторы привлекают внимание к трагедии тибетского народа (или к своей продукции?) как политиков, так и обычных людей”. Так сказано в прессе об этой борьбе. Студенты шумят на пути Олимпийского огня — тоже против геноцида в Тибете. А горячие эстонцы, победив “Бронзового солдата”, сказали, что теперь не поедут смотреть открытие Олимпиады. Чем очень напугают китайцев… Американский конгресс тоже принял резолюцию — призвал Буша не ехать на открытие. Теперь и наш латвийский сейм тоже примет — раньше он не знал, принимать или не принимать. Много разных способов борьбы. Как влияет всё это на Тибет? Ведь заказчик всего этого шума использовать его для реальных действий уже не может — нельзя обижать своего главного кредитора. Скоро опять занимать. И так ли Тибет несчастен?
Информация к размышлению.
Что мы знаем про Тибет и геноцид?
Я многих спрашивал об этом. “Это же ясно: китайцы оккупировали Тибет так же, как СССР — Прибалтику! Те же “тоталитарный коммунизм” и геноцид — что, не понятно?” Вот и вся информация. Можно бороться?
Но если посмотреть историю, то оказывается, что Китай “оккупировал” Тибет еще в ХІІІ веке. В XIII веке внук Чингисхана Хубилай дал одному из видных буддистов титул наставника императора, или далай-ламы, и поручил управлять тибетскими землями. Далай-лама в переводе означает “лама с властью, безграничной, как море”. Эта безграничная власть в Тибете сохранялась 700 лет и дожила до победы Мао Цзэдуна в гражданской войне с Чан Кайши в 1949 году. Дожила благодаря крайней труднодоступности Тибета. Это высокогорное плато расположено на уровне примерно 4000 метров и окружено высочайшими горами планеты, начиная с 6000 и более 8000 метров.
Китайские коммунисты, переустраивая свою огромную и отсталую страну, добрались до Тибета только в 1951 году и обнаружили там средневековое теократическое государство, со времен Чингисхана возглавляемое уже Далай-ламой XІV, в совершенной неприкосновенности. Государство состояло из Далай-ламы, жившего в огромном, больше Московского Кремля, дворце “Потала”, 3000 (!) монастырей, набитых множеством монахов, кормившихся за счет этого государства, и миллиона крепостных, скорее — рабов, своим трудом содержащих всё это прекрасное государство. Все земли и крестьяне принадлежали монастырям. На жизнь Далай-ламе и 150 тысяч (15% населения!) монахов в красных одеждах с населения собиралось более 1800 (!!!) различных налогов — налогами было обложено всё, что попадалось на глаза, был налог даже на уши. Да, да, на уши. Нет денег — отрезай уши.Очень просто и демократично.Но собранного хватало только на Далай-ламу и монахов, в Тибете не было ни одной дороги, только тропы, а в столице, кроме дворца, была всего пара нормальных зданий. Были ли там “права человека”, которые китайские коммунисты могли отнять?
23 мая 1951 года в Пекине был подписан договор “17 пунктов для мирного освобождения Тибета”. Он предусматривал право тибетского народа на национальную автономию в рамках КНР. Вопросы обороны и внешних сношений были объявлены прерогативой Пекина, а Лхасе предоставлена полная самостоятельность в местных делах. В соглашении говорилось, что центральные власти не будут изменять сложившуюся в Тибете политическую систему, функции и полномочия Далай-ламы, с уважением отнесутся к религиозным верованиям, обычаям тибетцев. Далай-ламе был придуман какой-то государственный пост, и он остался руководить Тибетом. Никакого “геноцида”, всё — как было. Даже крепостное право было сохранено! Сегодняшние “правозащитники” говорят, что при этом было уничтожено более миллиона тибетцев! Зачем? Уникальный народ, эти профессиональные “правозащитники” — распространители легенд, рождаемых в недрах спецслужб! Дело в том, что всё население Тибета в то время составляло около одного миллиона. Получается, все погибли в священной борьбе — и господа монахи, и их крепостные! Как в Брестской крепости! В горах на высоте 7000 метров! Ухохочешся! Но “правозащитники” даже не улыбаются.
Как видите, никакого геноцида, просто нормальное средневековье. Но — процесс шел. Средневековье в XX веке не может существовать вечно, после появления дороги в Большой Китай его дни были сочтены. Китайцы развивали Тибет очень простой тактикой — “добрыми делами обретать друзей”. Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с ведома и согласия монастырей, но это вызывало симпатии населения и потерю авторитета монастырей. Жизнь становилась другой.
Мятеж 1959 года
Рабство в Тибете продолжало существовать, но монастыри стали терять свое влияние. Свое исключительное значение стали терять десятки тысяч монахов, а значит, продолжавшие существовать 3000 монастырей. Монастыри начали терять свою экономическую базу — рабский труд крепостных крестьян.
С другой стороны, из-за непальской границы, в условиях высокогорья — весьма прозрачной (как Панкисское ущелье), ЦРУ вело войну с КНР и забрасывало массу “тибетских партизан”, прошедших специальную подготовку в его лагерях в Непале. Всё это накаляло обстановку, и в 1959 году монастырское руководство решилось на мятеж. Он был ему необходим. В нем, как и сейчас, участвовали практически только монахи — развитие ситуации в Тибете лишало их будущего. Экономическая ситуация развивалась так, что им самим придется работать. Впервые за тысячелетие. Жуть! И они стали воевать за сохранение статус-кво. Этот мятеж, или восстание, как его гордо называют в западных спецслужбах, был обречен на провал — народ, крепостные крестьяне остались в своих горах в роли зрителей. Совсем как в Гражданскую войну в России, когда крестьяне и бывшие солдаты, вернувшиеся с фронта, с интересом наблюдали за тем, как офицерские полки белой армии ходят в атаки и пытаются отвоевать у большевиков свои поместья и другую недвижимость, которая уже была роздана крестьянам.
Мятеж был подавлен, а около 20 тысяч неудачников — высших монахов — убежали через границу в Индию. Они прихватили и Далай-ламу. Далай-лама не был инициатором мятежа, но он был крайне нужен беглецам и ЦРУ для придания веса этой ничтожной группе неудачников. “Холодная война” была в разгаре.
“Геноцид тибетского народа”
Устроив мятеж, монахи нарушили договор 1951 года, и, ликвидировав беспорядки, китайское правительство его отменило и начало реформы. Эти реформы совсем не походили на наши. В заоблачной Шамбале было наконец покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, а также от всех налогов в государственную казну. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые у монастырей, участвовавших в мятеже. У остальных владельцев они были выкуплены. Рабство осталось в прошлом. Ликвидация феодальных отношений вызвала рост производительных сил. Производство выросло в три раза. Став хозяевами, тибетцы стали ежегодно собирать около 700 тысяч тонн зерна, поголовье скота приблизилось к 25 миллионам. Очень хорошие показатели для населения Тибета, которого там чуть больше одного миллиона. А монахам, лишившимся своих крепостных, пришлось работать. “Геноцид”, однако!
Вот цифры этого “геноцида”. Продолжительность жизни увеличилась почти вдвое — с 36 до 67 лет, и население выросло в три раза — с 1 миллиона до 3 миллионов. И это — естественный прирост тибетцев, китайцев же там менее 90 тысяч — всего 3%. Просто китайцы не переносят высокогорья.
Были построены школы, больницы, магазины, три вуза и Тибетский университет: надо было готовить учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, которые отсутствовали в застрявшем в средневековье Тибете. Построены уникальная высокогорная железная дорога в Лхасу и аэропорт. Туда, куда Пржевальский не смог пройти со своей экспедицией на мулах, теперь ездят на поездах.
В результате настоящих реформ ВВП в Тибете в сравнимых ценах вырос в 60 раз. В 1959 году он составлял 142 юаня на человека, в 2007-м — уже 12109 юаней, и это при росте населения в три раза. В долларах по курсу покупательной способности это составляет 6829 долларов на человека. Это больше, чем в Албании, Алжире, на Украине. Теперь вы можете понять, почему Украина сейчас постоянно бурлит. Она уже позади Тибета — надо ее отвлекать, чтобы этого не заметила.
Позади Тибета уже и многие регионы России — Адыгея, Дагестан, Ингушетия (более чем в два раза), Калмыкия (тоже буддисты, но в России), Тыва (совсем рядом с Тибетом, но в России). Далеко позади Тибет оставил и своего “свободного” соседа — Непал. Там такие же горы, но ВВП на душу населения в 4,5 раза (!) меньше. Такой вот “геноцид” получается в Тибете. КНР целенаправленно развивает отсталые окраинные районы, и показатели Тибета уже превысили среднекитайские. Только с 2003 по 2007 год инвестиции в основной капитал в Тибете составили 14 миллиардов долларов. Многие хотели бы иметь столько же.
Китайский “геноцид” в Тибете очень похож на советский “геноцид” в Латвии — у нас тоже производство с 1940 по 1990 год выросло в 80 раз, и депрессивная Латгалия не отставала от Риги. Но у нас это уже прошлое. “Демократия” победила производство. И Латгалию. Там опять депрессия.
А если всё хорошо, то почему монахи бузят?
Хорошо, но не у всех. “Кто не работает, тот не ест!” “Ужасный” принцип социализма, у нас забытый, в КНР еще действует. У монастырей больше нет рабов, и приходится трудиться самим монахам. Ужас! Монахи зарабатывают тем, что печатают священные книги, производят предметы религиозного культа, водят экскурсии и получают приношения от своих бывших крепостных, за которых теперь возносят молитвы. Такой вот промысел — не жирный. Число тибетцев выросло в три раза, а число монахов сократилось в три раза. Осталось их 50 тысяч, и у них есть все основания быть недовольными своей жизнью и перспективами ее развития.И это тоже не геноцид — просто теперь есть много лучших способов заработать на жизнь, и тибетцы в монахи не ломятся. Ну и “восстания” — тоже промысел монахов: “цветные революции” хорошо оплачиваются, хотя и не имеют успеха в Китае. Сейчас уже все знают, что “революция” в Грузии стоила 18 миллионов долларов, а на Украине — 30 миллионов долларов. Газеты всё раскопали и сосчитали.
Сколько стоил “геноцид” в Тибете — тоже сосчитают. Кто смотрел ТВ, видел, что демонстрациям в Лхасе по массовости далеко до прошлогодних “демонстраций” за свободу гомосексуалистов — одни монахи в красных одеждах. Недорого, но выброшенные деньги. Ведь “революции” там не будет, не та страна Китай. И Далай-лама уже это понял и заявил, что он совсем не претендует на независимость — культурной автономии с него достаточно. Сделал раньше глупость и хватит. Надоело скитаться по свету и собирать пожертвования на жизнь “правительству в изгнании”, когда каждый спонсор, бросая деньги, требует, чтобы он в ответ что-нибудь станцевал или спел. Обратно во дворец “Потала” хочется.
Такие вот дела. А почему “правозащитники” не борются с уничтожением сербов в Косово? Очень просто — за это не платят. Вот и всё. Профессиональные плакальщики бесплатно не работают.
Ответ кандидата исторических наук, главного редактора журнала «Буддизм России» Андрея Терентьева. Правда не Эрнесту Буйвиду из Риги, а Всеволоду Овчинникову, написавшую подозрительно похожую в своем невежестве по вопросу истории и современной жизни Тибета статью:
Всеволод Овчинников: «Дивлюсь тому, как наши либеральные радиостанции и газеты смакуют сообщения о том, что "защитники прав человека в Тибете" призывают бойкотировать Пекинскую Олимпиаду». Это из комментария, которым «Российская газета» сопроводила статью самого Всеволода Овчинникова и Николая Долгополого, напечатанную в федеральном выпуске №4633 от 9 апреля - «Игры с огнем. Эстафета олимпийского огня не дает покоя тем, кто решил смешать спорт с политикой». Сегодня мы публикуем открытое письмо кандидата исторических наук, главного редактора журнала «Буддизм России» Андрея Терентьева, в котором он высказал свои возражения авторам статьи в «Российской газете».
Позвольте возразить
Можно понять пожилого человека, в прошлом высокопоставленного советского журналиста, который, вероятно, кроме советских газет 1955 года, впоследствие о Тибете уже ничего не читал. А советские газеты того времени, да и сам господин Овчинников именно это и писали – дружба СССР с Китаем была навек. Но мне странно, что уважаемая газета печатает такого рода статьи без экспертного рецензирования: ну разве можно выпускать в свет настолько исторически безграмотные тексты?
Ведь посмотрите, что пишет Овчинников:
"…Тибет стал частью Китая еще в XIII веке, при внуке Чингисхана - Хубилае. Монгольские правители Поднебесной сочли тогда целесообразным сделать своим наместником в Лхаcе главу буддийского духовенства. Так возник институт далай-лам, совмещающих духовную и светскую власть".
Не Тибет стал частью Китая, а Китай стал частью Монголии, когда монголы оккупировали Поднебесную. Ослабленный к этому времени Тибет (который за несколько столетий до этого и сам захватывал Китай) также подчинился монголам, но когда Хубилай получил посвящение Хеваджры от своего духовного учителя – Пагба-ламы (из тибетской школы Сакья), то в качестве подношения учителю он даровал Пагба-ламе власть над Тибетом, и сакьясские ламы с тех пор два с половиной века мирно и суверенно правили этой страной.
Причём же здесь китайцы? Совершенно не причём, если не принимать всерьёз остроумный манёвр позднейшей китайской историографии, которая сказала так: "но ведь Хубилай потом объявил себя императором Китая! Значит и Тибет был в зависимости от Китая, а не от Монголии!" Но так можно сказать, что и Русь, платившая дань монголам в то время, тоже была частью Китая…
А уж про Далай-лам вообще безграмотно… К институту Далай-лам, возникшему только в 16 веке, история с Хубилаем никакого отношения не имеет. Далай-ламы - а титул этот был придуман Алтан-ханом для своего духовного наставника Сонама Гьяцо в 1578 году - принадлежали к другой школе тибетского буддизма, а именно - к возникшей в начале 15 века школе Гелуг. И тоже к Китаю это отношения не имело.
Далее г-н Овчинников пишет: "Хочу подчеркнуть, что я - единственный в нашей стране журналист, который посетил заоблачную Шамбалу еще в 1955 году. Она являла собой тогда заповедник Средневековья, которым управлял далай-лама. В то время население горного края составляло 1 миллион человек, в том числе - 800 тысяч крепостных рабов, 150 тысяч монахов, 50 тысяч ремесленников и торговцев".
Ну, что Тибет был "заповедником средневековья", это правда. Однако не всё так было ужасно в средневековье, как нас учили в советское время: монастыри обычно были образовательными центрами, тибетская литература, философия, медицина, созданные в этом "заповеднике", сейчас изучаются во всём мире; крестьяне, которых Овчинников называет "крепостными рабами", обладали юридической самостоятельностью, часто подтверждавшейся наличием документов, в которых указывались их права. Крестьяне имели право подать в суд на своих хозяев и обратиться по своему делу в высшие инстанции. Вот, например, бывшая тибетская крестьянка Дондуб Чходон родилась в семье, принадлежавшей к беднейшему слою населения независимого Тибета. Вспоминая в своей книге "Life in the Red Flag People's Commune" жизнь до прихода китайцев, она пишет: "Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы называют тибетскими крепостными... Нас было шестеро в семье... Наш дом был двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже мы держали скотину: четырех яков, двадцать семь овец и коз, двух ослов. Наш земельный надел составлял четыре с половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не было ни одного нищего".
Заблуждается Овчинников и относительно чисел. Он пользуется китайской статистикой, которая основывается на административной реформе проведённой китайцами после аннексии Тибета: "Тибетским Административным районом" китайцы называют только Центральный Тибет, а две другие тибетские провинции – Кхам и Амдо – они ввели в состав соседних провинций КНР. Примерно так же, как в 1937 году в СССР отделили от Бурятии чуть ли не половину территории и причислили к Иркутской и Читинской областям. Поэтому на самом деле в Тибете было порядка 6 млн. жителей, а не 1 млн., как думает Овчинников. И из них, по подсчётам тибетцев, 1млн. 200 тысяч погибли в результате военных действий и голода, последовавшего за китайским вторжением…
"Ныне же население Тибетского автономного района превышает 3 миллиона человек (среди которых лишь 4 процента - китайцы)".
А вот это статистика уже давно устаревшая. Китайцев в Тибете сейчас больше, чем тибетцев. В Лхасе, например, из 250.000 населения тибетцев меньше 50.000.
В некогда поголовно неграмотном краю введено всеобщее начальное образование.
Эх, Овчинников… Не ведает, сколько докторов буддийских наук ("геше-лхарамба") было в "поголовно неграмотном" Тибете, сколько тысяч книг написано… Это так же, как у нас буддийских учёных бурятов и калмыков, писавших сочинения на тибетском языке, совдеповская статистика записывала в неграмотные, потому что русского они не знали. А начальное и прочее образование, кстати, в основном в Тибете ведётся теперь на китайском.
Поэтому мальчиков принимают в монастырь только после шестого класса.
Да китайцы из 6.000 монастырей больше 4.000 разгромили! В последние десятилетия, правда, многие отстроили или тибетцам разрешили отстроить, но мальчиков-то туда принимают не больше, чем при КПСС разрешали в российские буддийские монастыри принимать.
Думаю, достаточно… Мнения, конечно, можно иметь разные, но надо же и основания для этих мнений иметь. Хоть немножко об истории страны почитать, ознакомиться с фактами, которые приводят обе стороны. Писать о современном Тибете по впечатлениям посещения китайских "потёмкинских деревень" 1955 года уже поздно.
Посетившие Тибет совсем наши соотечественники имеют совсем другие впечатления. Вот например:
"Мы, Дюрягина Галина Николаевна и моя дочь Дюрягина Валентина Анатольевна жители города Магнитогорска посещали Тибет в период с 14 июня по 14 июля 2006 года. Приехали с целью пройти вокруг священной горы Кайлас. В поселке Дарчен были задержаны местным полицейским из-за небольшого конфликта с его родственницей, хозяйкой кафе, которая завысила в десятки раз стоимость риса.
При проверке наших документов он обнаружил аккредитацию, данную правительством Далай Ламы, во время обучений 'Калачакра'. Нас задержали представители простой, не эмиграционной полиции за шпионаж на правительство Далай-Ламы. Мы провели семь дней в тюрьме города Али, где нас не кормили, пытали и постоянно избивали. Только благодаря тому, что удалось дозвониться до своих друзей в России, в момент когда дочь оказалась при смерти и ее полицейские увезли в госпиталь, нас на восьмые сутки перевели из тюрьмы в гостиницу под конвоем. Затем семь дней в жестоких условиях, с посадкой в тюрьму в городе Кашгар, нас , как шпионов, депортировали через Урумчи на территорию России.
За все время пребывания в Тибете мы ни разу не видели тибетцев, которые занимали какие-либо посты или занимались торговлей. В основном они были заняты на тяжелых не механизированных работах по укладке дорог в горных пустынях или носильщиками по горным тропам.
В автономном тибетском округе Китая активно уничтожается тибетская культура и язык. Везде надписи только на китайском или английском языках. Тибетцы не могут устроиться на высоко оплачиваемую работу, а дети не могут учиться в школе без знания китайского языка.
Мы активно поддерживаем выступления тибетского народа за независимость от китайского произвола."
С уважением,
А.А. Терентьев, канд. ист. наук, гл. ред. ж-ла "Буддизм России".
Последний раз редактировалось: ParaNormal (21 Апр 2008, 20:41), всего редактировалось 1 раз _____________________________ Чужие fingers your ass ласкают, чужие fingers fisting your ass.
Это вобщем-то сразу было видно. По одним только репортажам по ТВ.
1. как-то уж чересчур хорошо организованы акции по "загашиванию" олимпийского огня - да еще и во всех "демократических странах".
2. у нас китайцев то же дофига - но ни кто даже не рыпнулся.
3. все "борцы за свободу Тибета" имеют единую аттрибутике - оранжевые маечки, а это традиция всех "цветных" революций. Сценарий то единый,
Добавлено спустя 1 минуту 35 секунд:
VoVo писал(а):
вранье
впрочем коммунистический строй всегда врет, чтобы оправдать свои действия.
В чем вранье?
В том что движение за свободу какой-то горной маленькой далекой страны внезапно захватило весь мир? Новый флешмоб?
Позади Тибета уже и многие регионы России — Адыгея, Дагестан, Ингушетия (более чем в два раза), Калмыкия (тоже буддисты, но в России), Тыва (совсем рядом с Тибетом, но в России)
Так давайте тогда отдадим эти земли Китаю. Разве вы не хотите достойной жизни для людей, проживающих на этих территориях? Пока еще не поздно, судя по вашим остальным статьям.
_____________________________ Чужие fingers your ass ласкают, чужие fingers fisting your ass.
вранье
впрочем коммунистический строй всегда врет, чтобы оправдать свои действия.
Только один VoVo всегда изрекает святую правду... И при чём ТУТ вообще клммунистический строй? Написавший из Риги.. У тебя заклинило на антикоммунизме что ли?
Добавлено спустя 8 минут 8 секунд:
ParaNormal писал(а):
От себя добавлю -
Koresh писал(а):
Позади Тибета уже и многие регионы России — Адыгея, Дагестан, Ингушетия (более чем в два раза), Калмыкия (тоже буддисты, но в России), Тыва (совсем рядом с Тибетом, но в России)
Так давайте тогда отдадим эти земли Китаю. Разве вы не хотите достойной жизни для людей, проживающих на этих территориях? Пока еще не поздно, судя по вашим остальным статьям.
Самый неожиданный вывод ты сделал моих "остальных" статей. Вообще-то я призываю НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ОТДАВАТЬ, наоборот, обустраивать нашу страну самим, только на принципах справедливого социализма, а не рваческого капитализма..