|
|
C нами с 19.03.2010 Репутация: 43.2
|
|
Пока в соседней теме о выборе велосипеда разгораются нешуточные страсти решил создать тему о электровелосипедах.
Мой небольшой опыт заключается в постройке пока еще не совсем хорошо обкатанного прототипа с мотор-колесом 1 кВт 48В и LiFePO4 паком аккумуляторов на 20 Ач.
Велосипед строился на базе Merida Matts 40D, но штатные тормоза были заменены на Avid Elixir 5 с дисками 203мм спереди и 160мм сзади (хотел поставить и сзади 203мм, но оказался такой нюанс что тормозной диск к втулке мотор-колеса крепится теми же шестью винтами, но радиус окружности на которой расположены винты несколько больше стандартного, поэтому к мотор-колесу подходят только их тормозные диски). Мотор-колесо по ширине ступицы допускает установку кассеты с 6 звездами, поэтому педальный функционал велосипеда сохраняется, хотя конечно это больше резервный вариант передвижения.
В сумке на багажнике помимо аккумулятора находится плата BMS.
Все комплектующие заказывались в китае через eBay.com
Постройка велосипеда до первого тестового выезда заняла три вечера (из них один полностью на спицовку и регулировку колеса).
При постройке электровелосипеда ставилась задача не испортить "донора", поэтому вполне возможна обратная переделка в обычный велосипед заменой заднего колеса на штатное и снятием всех электрозапчастей.
Тестовые поездки показали неплохую приемистость, максимальная скорость на асфальте выше 50 км/ч.
Есть необходимость еще в кое-каких доработках, в частности хочу избавиться от силовых клеммников запаяв провода непосредственно в контроллер, установить дополнительные предохранитель и расцепитель в цепь батареи и самое главное оснастить велосипед циклоаналистом, без этого прибора тяжело судить о остатке заряда в батарее. Кроме того, необходимо разобраться до конца с функционированием BMS.
Несколько фото, собственно велосипед:
Мотор-колесо:
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 37 C нами с 14.08.2005 Репутация: 165.2
|
|
Самые главное два вопроса, какова стоимость переделки? Тобишь перевода именно на электропривод. Ну и конечно ,ориентировочно, запас хода какой ? Способ зарядки? Вывели отдельный разъём, или нужно крокодилами напрямую? Электромотор универсальный или под определённые модели велосипедов? Есть возможно разместить аккумулятор по бокам багажника?(Дабы появилась полезная площадь)
|
_____________________________ Если руки золотые, то не важно откуда они растут.
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 19.03.2010 Репутация: 43.2
|
|
NIK писал(а): |
Самые главное два вопроса, какова стоимость переделки? Тобишь перевода именно на электропривод. Ну и конечно ,ориентировочно, запас хода какой ? Способ зарядки? Вывели отдельный разъём, или нужно крокодилами напрямую? Электромотор универсальный или под определённые модели велосипедов? Есть возможно разместить аккумулятор по бокам багажника?(Дабы появилась полезная площадь)
|
Два комплекта для переделки (мотор+обод+спицы+контроллер и батарея+BMS+зарядное) мне обошлись примерно в 600$ плюс доставка (по доставке точно не скажу, тяжелые части везлись сборным грузом). Можно не гнаться за 1кВт мотором, 500-600Вт стоят подешевле. Аналогично с батареей, есть на 10Ач.
Все цены ищутся на ebay.com по ключевым словам ebike rear wheel motor kit.
Запас хода прогнозируемый 30-40 км, статистики по дальним поездкам у меня пока нет, поскольку вел собрал только к концу сезона, так что ждем весны
Зарядка на 6А шла в комплекте с батареей, она честно говоря слабовата (полный заряд занимает до 4-х часов), планирую приобрести более мощную на 15-20А. Батарея у меня подключена через anderson connector-ы (рис. см. ниже), на зарядник обжат такой же, поэтому для зарядки достаточно просто переключить батарею к заряднику.
Мотор вроде как универсальный, пришлось немного (на 5-6мм) разжать перья задней вилки чтобы ступица встала на место.
По аккумулятору совершенно верное замечание, очень хочу разобрать его и переделать в два пака по бокам наподобие кофров, в основном не для экономии места, а для снижения центра тяжести.
Андерсон коннекторы, бывают на разные токи 10-20-45А и больше:
Как вариант можно брать вот такие LiFePO4 ячейки на 20Ач и из них собирать паки самостоятельно (гуглятся как A123 20Ah cells, стоят везде по-разному, 10-15$ средняя цена за ячейку). Не забудьте что им обязательно нужен BMS!
|
Последний раз редактировалось: needbmw (23 Дек 2013, 20:59), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 37 C нами с 14.08.2005 Репутация: 165.2
|
|
Зарядку на 15-20А советую использовать когда именно горит ехать. Для обычного режима 6А с головой. Не стоит торопить смерть аккумов.
Я бы вместо коннекторов сделал разъём прикуривателя. И подключать удобно, и можно в дороге зарядить телефон, навигатор и т.д.
|
_____________________________ Если руки золотые, то не важно откуда они растут.
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 19.03.2010 Репутация: 43.2
|
|
NIK писал(а): |
Я бы вместо коннекторов сделал разъём прикуривателя. И подключать удобно, и можно в дороге зарядить телефон, навигатор и т.д.
|
Дык там 48В в номинале на батарее (а на свежезаряженной все 55В)
Поэтому и поставил экзотику чтобы что-нибудь случайно туда не включили.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 37 C нами с 14.08.2005 Репутация: 165.2
|
|
Аааа, вон оно что Я то думал там стандартный 12в аккум ) Тогда вопрос снят.
|
_____________________________ Если руки золотые, то не важно откуда они растут.
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 33 C нами с 22.10.2006 Репутация: 144.8
|
|
Блин что то тоже загорелся, на ежедневную поездку до работы 25км, не всегда с утра можеш за час вкрутить такое, да ещё по грунтовке вдоль линии, от рамы до люберец
а так сел и поехал
Вопрос - когда в горку едешь - ведь мотор начинает дико хавать - если будеш педалировать и помогать ему - то в это ему поможет? снизит расход и потребляемую мощьность?
И вообще - одновременно крутить педали и мотор можно? как бы на разгонных участках или участках в гору...
обидно только колесо купил новое в сборе за 5 кусков (( считай чуть добавил и можно было купить колесо с моторчиком ))
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 19.03.2010 Репутация: 43.2
|
|
Крутить педали вместе с мотором технически ничего не мешает, разве что только лень райдера
По грунтам сразу скажу ощущения не очень, трясет, сказывается значительная неподрессоренная масса мотор+батарея, все же этот вид транспорта больше для твердых покрытий. Либо надо сразу двухподвес переделывать.
Ну и если катишь за 25км либо с собой зарядное возить (оно компактное кстати и довольно легкое) либо иметь один зарядник дома, один на работе. Хотя надо будет посмотреть реальную картину по выбегу с одной зарядки, может и будет туда-обратно хватать.
Мне до работы не больше 15км, собственно под это и рассчитывался велик
Сделал расчет на http://www.ebikes.ca/simulator/
Получаются вполне реальные цифры - выбег на зарядке должен быть порядка 48 км (это если только по равнине).
С учетом подъемов будет поменьше.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 43 C нами с 18.03.2007 Репутация: 296.6
|
|
Почему моторколесо решили ставить на заднее колесо? Кажется переднее менять проще и со звездами заморочек нету.
|
_____________________________ Мы кое в чём поднаторели: Мы тарелки бьём весь год — Мы на них уже собаку съели, Если повар нам не врёт...
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 33 C нами с 22.10.2006 Репутация: 144.8
|
|
ZN_Alien, думаю что места сзади больше... между ногами вилки такую бандуру не воткнуть.
Да и думаю что тогда нужно на руль вешать кучу кучу батареек что бы центр тяжести сместился вперёд - а то получится что колесо будет вечно буксовать, особенно на подъемах - когда центр тяжести сзади...
А с кучей батарей - управлять рулём будет уже не реально. помню вешал пару пакетов на руль - допустим килограм по 5 и тогда уже нереально было поворачивать.... равновесие терялось. хотя если в центр сместить масуу....
И тогда при торможении передним тормозом человек будет катапультироватся далеко в перёд ))))
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 05.03.2009 Репутация: 135.4
|
|
Хомсяк писал(а): |
Блин что то тоже загорелся, на ежедневную поездку до работы 25км
|
needbmw писал(а): |
Мне до работы не больше 15км, собственно под это и рассчитывался велик
|
Если бы на дачу (30км) ездить одному или мотаться летом с дачи на работу каждый день, то взял бы электровелосипед. В пробках стоять не надо и не вспотееешь пока доедешь до города. Красота. Если еще подкручивать педалями, то и обратно хватит. Самый большой минус - это вес 30кг. Хотя бы 20кг было, тогда это было бы еще терпимо.
ZN_Alien писал(а): |
Почему моторколесо решили ставить на заднее колесо?
|
А вот кстати да. needbmw, почему не на переднее, тогда не пришлось бы заморачиваться с трансмиссией?
|
_____________________________ Неверная дорога часто проходит по удивительным местам.
Дружба отличается от любви тем, что ей нельзя заниматься.
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 19.03.2010 Репутация: 43.2
|
|
Cyxapb писал(а): |
А вот кстати да. needbmw, почему не на переднее, тогда не пришлось бы заморачиваться с трансмиссией?
|
Исходя из элементарных законов физики
У любой вобщем-то самодвижущейся техники при разгоне больше загружается задняя ось, при торможении - передняя.
Переднеприводные автомобили ездят только благодаря тому, что масса железяки кузова и мотора сильно больше полезной нагрузки, поэтому им всегда удается выдерживать более-менее адекватную развесовку. С мотоциклами, а особенно с велосипедами это будет гораздо сложнее. Т.е. дал газку, переднее колесо вывесилось, потеряло контакт с дорогой - начнется дикий вобблинг.
Чисто теоретически конечно можно на переднее колесо поставить моторчик ватт на 500 чтобы не козлил, но это будет реально пенсомобиль
Кстати реально была идея поставить моторы на оба колеса, но не совсем пока понятно как синхронизовать контроллеры.
Если бы двигатели были коллекторные постоянного тока, можно было просто включить их последовательно получилось бы некое подобие электрического дифференциала. С бесколлекторниками сложнее, особенно с direct drive типа этих мотор-колес, там в моторе стоит датчик Холла и контроллер реализует векторное управление.
По поводу массы велосипеда.
Добавленная масса это в основном вес мотора (5-6 кг) и батареи (>10кг), вес контроллера по сравнению с ними можно уже не учитывать.
Мотор тяжеловат т.к. прямой безредукторный привод, в нем до едрени фени полюсов и, соответственно, магнитов и катушек.
Если ставить мотор с планетарным редуктором или с цепным/ременным вес мотора снизится при той же мощности, но пропадает элегантность конструкции что ли.
С батареями все просто - вес пропорционален емкости, а значит запасу хода. Выше я скидывал ссылку на калькулятор, можете подставлять разные цифры. Химия LiFePO4 на данный момент оптимальна по всем параметрам, по удельной емкости на кг веса круче только модельные LiPo, но они небезопасны (взрываются в случае разгерметизации) и прилично дороже за Ач...
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 05.03.2009 Репутация: 135.4
|
|
needbmw писал(а): |
Исходя из элементарных законов физики
|
Старика Ньютона не проведешь Проехался по неглубокому снежному насту переднее колесо едет нормально, заднее режет наст как циркулярка. Не знаю какая там развесовка по осям, но разница приличная.
Передний/задний - смотря какие цели ставить изначально. Мне нужна просто помощь при движении хватило бы и 250Вт, а может и меньше. Интересно что будет с управляемостью если мотор поставить спереди. Как увеличение массы колеса скажется? Насколько тяжелым окажется руль?
При моем пробеге дом-работа хватило бы и электросамоката, но это уже пижонство.
Не реклама. ВОТ интересный сайт по электровелосипедам в том числе и гибридным. Порадовал полноприводный МЕГАВАТ
|
_____________________________ Неверная дорога часто проходит по удивительным местам.
Дружба отличается от любви тем, что ей нельзя заниматься.
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 38 C нами с 15.08.2006 Репутация: 245.5
|
|
Cyxapb писал(а): |
Порадовал полноприводный МЕГАВАТ
|
Мне вот интересно, как 40 кг поставить на попа и засунуть в лифт Прикольно будет, если опять таки лифт сломается, на 7 этаж я такую дуру не подниму Все-таки 25 кг, это нормально, сам на таком ездил, и в лифт засунуть можно и через железку, если что перенести не проблема.
|
_____________________________ Чтобы не ошибаться, надо учиться. Но ведь каждый учится на своих ошибках.
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 39 C нами с 06.09.2012 Репутация: 19.7
|
|
У меня такой уже года 2. Тоже собирал на ебэе, тоже киловатник 20Ач. Классная штука, доволен как слон. За все время эксплуатации 1 раз перегорел БП (грешу на перепад).
Алсо, хочу сказать что конструкция аккомулятор на багажнике, имхо менее удачная по развесовке чем аккомулятор в раме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|