|
|
C нами с 09.06.2005 Репутация: 548.8
|
|
renom, я вам привел достаточно абстрактный пример, а ЭСЭР уже вполне конкретные. Вы все еще верите в "просветительскую миссию" крестовых походов? Или таки осознали, что она была просто грабительской, причем отнимали и материальные ценности, и художественные, и научные...
|
_____________________________ Меня никогда не оскорбляли сатанисты за то, что я не верю в их Дьявола. Это делали только любящие христиане за то, что я не верю в их бога. (с)
Рики Джервейс
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 41 C нами с 29.03.2012 Репутация: 0.3
|
|
ну и как встреча то прошла?
много было вопросов? какие главные? интересные? трудные?
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 06.01.2006 Репутация: 60.9
|
|
MajorQ, мне не ясен способ мышления, при котором вы умудрились понять, что я верю в просветительскую миссию крестовых походов.
Однако возвращаясь к феномену начала развития науки в Европе:
В.И. Яковлев. "Предыстория аналитической механики" Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2001. - 328 с.
Арабские завоевания, возникновение исламской религии в какой-то
мере изолировали страны христианского Запада от источников древнегреческой
и римской культуры и науки. Но эта изоляция не была
абсолютной. Позднее арабские культурные и научные сокровища привлекли
внимание просвещенных деятелей христианства. Форпостами
христианской религии в европейских странах средневековья становятся
монастыри — общежития единоверцев, строго соблюдающих устав,
религиозные обряды, посты и обязанных трудиться на общее благо.
В эту смутную эпоху даже многие зажиточные люди, стремясь обрести
покой и веру, добровольно отказывались от мирских соблазнов, оказывали
монастырям материальную и иную помощь, уходили в монастыри,
становясь монахами. Монахи занимались физическим и умственным
трудом. Последний состоял в изучении (чтении) и копировании
рукописных книг. Так в Европе начали складываться коллективы церковной
интеллигенции. Они не ставили перед собой задачи сохранения
античной философии, геометрии, механики или астрономии, более
того, они стремились заменить все достижения науки и культуры
христианским богословием. Но своей деятельностью они невольно
способствовали сохранению культурного наследия предшественников,
а критическая направленность их мировоззрения оказалась полезной
будущим европейским ученым. Постепенно в монастырях создавались
обширные библиотеки трудов древних авторов и переписчиков, на базе
которых стало возможным появление первых монастырских школ,
позднее ставших прообразами первых европейских университетов.
В XII—XIV столетиях Западная Европа переживала период усиления
роли городов, которые становились центрами формирования новой
государственности, первых национальных государств. Города вели
войны и устанавливали коммерческие связи с Востоком, остававшимся
центром цивилизации. Времена крестовых походов свидетельствуют,
что расширение связей происходило не только мирным путем. За проповедниками
христианства, путешественниками, купцами и солдатами,
а иногда и вместе с ними следовали ученые. В силу географического
положения, Испания и Италия стали пунктами соприкосновения Востока
и Запада. Обширные торговые и культурные контакты Севера
с арабским миром осуществлялись через Геную, Пизу, Венецию, Милан,
Флоренцию. Но не только чисто прагматические устремления притягивали
европейцев на Восток. Туда тянуло и обычное человеческое
любопытство, жажда новых открытий. Этому способствовало появление
«Книги» (1298), написанной со слов итальянского географа Марко
Поло, совершившего путешествие в Китай, длившееся около 17 лет.
Монашеские ордены, ставшие первыми культурными центрами
христианского Запада, возводили величественные соборы, открывали
первые школы. Латынь, официальный язык церкви, становится языком
эрудитов, а вскоре и общеевропейским научным языком. На латынь
переводятся книги арабоязычных ученых, которые в свое время занимались
осмыслением, комментированием и переводами с греческого на
арабский трудов своих греческих предшественников.
Французский монах, а с 999 г. римский папа Сильвестр II, в молодые
годы путешествовавший по Испании (967-969 гг.) под именем
Герберт, посетив арабские школы, познакомился с индоарабской системой
счисления. Он стал пропагандистом использования арабских цифр
и счетной доски — абака. Во Франции в то время считали на пальцах
или использовали жетоны. Использование абака, в котором определенное
число жетонов в одной полосе заменял один жетон в другой полосе,
значительно упрощало и ускоряло технику сложения и вычитания. Английский
философ и математик Аделяр, учившийся во Франции и Испании,
побывавший не только в Европе, но и на африканском побережье
Средиземного моря, перевел с арабского на латынь «Начала»
Евклида, таблицы ал-Хорезми, познакомил европейцев с тригонометрией
арабских ученых и пользовался их цифрами.
Одним из самых выдающихся переводчиков был Герард Кремон-
ский, родившийся в 1114 г. в Кремоне и умерший в 1187 г. в Толедо.
Этот испанский город, находившийся несколько веков под властью арабов
и раньше других павший (1085) под натиском христиан, стал одним
из первых центров европейской науки и образования. Герард и его
единомышленники собрали, систематизировали, установили авторство
и перевели более 80 работ арабских ученых, содержащих труды Аристотеля,
Евклида («Начала»), Архимеда, Аполлония, Птолемея, Гиппократа,
ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сины, ал-Хорезми, Сабита ибн Кор-
ры и других греческих и арабских ученых. Это был заметный вклад
в подъем европейской науки. <...>
Важную роль в распространении научных знаний сыграли школы.
Образование, начавшись с принципа «делай как я», то есть с передачи
навыков некоторой профессиональной деятельности, постепенно становится
важным элементом управления общественным сознанием, средоточием
теоретических знаний как общечеловеческого характера, так
и для конкретной профессиональной деятельности. Еще в VIII в. Карл
Великий узаконил требование о том, чтобы каждый монастырь, городской
собор имели свои школы. Это требование выполнялось, а кроме
этого, школы открывались и при некоторых приходских церквях.
Таким образом, были школы монастырские, кафедральные, церковноприходские.
Монастырские школы обычно имели два отделения: внутреннее
— для монахов и внешнее — для светских учеников.
С течением времени внешние отделения монастырских школ приобретали
самостоятельность, включали в число изучаемых предметов
новые социально значимые науки. Позднее они стали называться
университетами. Так возникли университеты Болоньи (XII в.), Парижа
(1215), Оксфорда (XII в.), Кембриджа (1284) и других городов1.
В составе университета обычно было четыре факультета: богословский,
медицинский, права и искусств. Факультет искусств был общеобразовательным,
здесь изучали гуманитарный тривиум (грамматика,
риторика, диалектика) и математический квадривиум (арифметика,
геометрия, астрономия, музыка), а после его окончания присваивалось
звание бакалавра наук. Только бакалавр мог претендовать на богословскую
степень, продолжив образование на богословском факультете.
Окончание университета давало право на преподавание. Крупные университеты
долго сохраняли «специализацию» по орденам: Парижский
был вотчиной доминиканцев, последователей Аристотеля и натуралистов,
в Оксфордском обосновались францисканцы, приверженцы платонизма
августинского толка и математики. Университеты имели привилегии,
обеспечивающие им независимость от гражданских властей.
Распространение математических знаний происходило и до возникновения
университетов. Это диктовалось практическим интересом
к ремесленной деятельности, строительству зданий, крепостей, судов,
каналов, созданию военной и гражданской техники. Прежде в течение
столетий арифметику и алгебру вне университетов преподавали профессиональные
мастера счета, обучавшие бухгалтерскому делу и навигации.
Новые образовательные заведения существенно расширили возможности
получения образования.
|
_____________________________ Счас...(лакуна)...я всем...(лакуна)...и пусть никто не уйдёт...(лакуна) (с) АБС
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 09.06.2005 Репутация: 548.8
|
|
renom писал(а): |
MajorQ, мне не ясен способ мышления, при котором вы умудрились понять, что я верю в просветительскую миссию крестовых походов.
|
А не вы ли сказали это:
renom писал(а): |
Крестовые походы вызвали мощный всплеск развития науки и искусств в средневековой Европе.
|
Что это, если не просветительская миссия?
|
_____________________________ Меня никогда не оскорбляли сатанисты за то, что я не верю в их Дьявола. Это делали только любящие христиане за то, что я не верю в их бога. (с)
Рики Джервейс
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 06.01.2006 Репутация: 60.9
|
|
MajorQ писал(а): |
Что это, если не просветительская миссия?
|
причинно-следственная связь
|
_____________________________ Счас...(лакуна)...я всем...(лакуна)...и пусть никто не уйдёт...(лакуна) (с) АБС
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 43 C нами с 25.01.2009 Репутация: 83.5
|
|
КубикРубик писал(а): |
ну и как встреча то прошла?
много было вопросов? какие главные? интересные? трудные?
|
Вроде записывали, постараюсь найти, наверно все же имеет смысл.
Добавлено спустя 12 минут 38 секунд:
Знания накапливались понемногу на протяжении веков, в древнем Египте, древней Греции, древнем Риме, Византии, Китае, Индии, арабском мире, в Средневековье, а качественный скачок произошел в 17 веке. Что там на что повлияло - это не то что предмет исследования, а предмет многих исследований, и голословные утверждения выглядят ... голословными. Факт тот, что во времена бурной религиозной жизни наука возникла и существовала параллельно с Церковью несколько веков, и вполне развивалась, хотя и не без печальных страниц. Верующие люди среди ученых были, и тем не менее учеными они оставались. А угнетать науку может любая идеология, в том числе и атеистическая, но, с другой стороны, люди ради идей живут и активно работают, так что тут палка о двух концах.
Исходя из вышеперечисленного, в основном из того, что наука существовала параллельно с активной ролью Церкви в обществе на протяжении нескольких веков - считаю, что тезис: "для того, чтобы развивалась наука надо уничтожить религию" - неверен.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст: 47 C нами с 05.04.2007 Репутация: 73.6
|
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 01.12.2010 Репутация: 221.8
|
|
iezhov писал(а): |
Исходя из вышеперечисленного, в основном из того, что наука существовала параллельно с активной ролью Церкви в обществе на протяжении нескольких веков - считаю, что тезис: "для того, чтобы развивалась наука надо уничтожить религию" - неверен.
|
Вы вот сейчас с кем спорите? Со своим богатым воображением? Никто здесь подобного тезиса не выдвигал. Религия на протяжении тысячелетий была системообразующим фактором при построении государств и империй, т.е. обеспечивала устойчивость цивилизации, её невозврат к первобытному уровню. Но за прогресс везде и всегда отвечала наука. И надо учесть, что христианство с его "поповщиной" - это отнюдь не то жречество, в союзе с которым Античная культура достигла небывалых высот. Верховный жрец Египта носил титул "Великий звездочёт", именно так расшифровываются иероглифы, его обозначавшие. Качественный уровень религии со времён т.н. "Христа" сильно упал. И поэтому "скрипач не нужен", он отыграл своё. Никто не собирается уничтожать церковь, но её роль всё более ничтожна. Даже с поддержкой государства.
Добавлено спустя 5 минут 46 секунд:
Спасибо! Занёс в скрижали.
"Учебник физики - богомерзкое произведение". Прокомментируйте, пожалуйста, iezhov. А то вы тут дискуссии разводите, а ваши старшие идеологические товарищи чётко заявляют, что "всемирное тяготение - это бесовщина". О чём вообще можно спорить с больными ПГМ ("православием головного мозга")?
|
_____________________________ "Смертность разумного существа - это первобытная дикость. Над нами вся галактика смеётся. Думаю, есть правило: нет бессмертия - нет контактов. Западло. Говоришь с человеком, а он умер. Гадость какая-то." Д.Е. Галковский
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 09.06.2005 Репутация: 548.8
|
|
iezhov писал(а): |
Исходя из вышеперечисленного, в основном из того, что наука существовала параллельно с активной ролью Церкви в обществе на протяжении нескольких веков - считаю, что тезис: "для того, чтобы развивалась наука надо уничтожить религию" - неверен.
|
Тезис не верен, конечно. Он должен звучать так: чтобы развивалась наука, религия не должна ей мешать. А помешать она может двумя способами:
1) формированием негативного отношения к науке, ее методам и достижениям в обществе, проповедуя, иными словами;
2) воздействием на на государственные структуры с целью управления финансированием науки, выбирая, какие направления развивать, а какие "гнобить;"
3) проникая в образовательные учреждения и формирование отношения к науке изнутри на еще неокрепшие умы.
Пусть церковь активно участвует в жизни общества, но пусть не пытается спорить с наукой, ее целями и методами.
|
_____________________________ Меня никогда не оскорбляли сатанисты за то, что я не верю в их Дьявола. Это делали только любящие христиане за то, что я не верю в их бога. (с)
Рики Джервейс
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 06.01.2006 Репутация: 60.9
|
|
MajorQ писал(а): |
Пусть церковь активно участвует в жизни общества, но пусть не пытается спорить с наукой, ее целями и методами
|
Я не большой знаток современной церкви и её позиций по отношению к современной науке, поэтому у меня возник следующий вопрос:
Каким образом современная официальная (а не отдельные умалишенные личности) церковь пытается спорить с наукой? Особенно было бы интересно узнать в контексте православия.
|
_____________________________ Счас...(лакуна)...я всем...(лакуна)...и пусть никто не уйдёт...(лакуна) (с) АБС
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 09.06.2005 Репутация: 548.8
|
|
renom писал(а): |
Я не большой знаток современной церкви и её позиций по отношению к современной науке, поэтому у меня возник следующий вопрос:
Каким образом современная официальная (а не отдельные умалишенные личности) церковь пытается спорить с наукой? Особенно было бы интересно узнать в контексте православия.
|
Попытка внедриться в технические и медицинские ВУЗы со своими кафедрами - не вмешательство дела науки и образования? Попытка преподавания в школе альтернативной эволюционной теории модели развития видов - не попытка спорить с наукой? Высказывание вашего православного патриарха
Цитата: |
В таких условиях православные врачи должны активно свидетельствовать о недопустимости использования противных Богу методов лечения и стремиться строить свою профессиональную деятельность на основании евангельских заповедей.
|
не попытка вмешаться в науку? Мало?
|
_____________________________ Меня никогда не оскорбляли сатанисты за то, что я не верю в их Дьявола. Это делали только любящие христиане за то, что я не верю в их бога. (с)
Рики Джервейс
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 06.01.2006 Репутация: 60.9
|
|
MajorQ писал(а): |
В таких условиях православные врачи должны активно свидетельствовать о недопустимости использования противных Богу методов лечения и стремиться строить свою профессиональную деятельность на основании евангельских заповедей.
|
Знаю, что церковники придумали механизм сносок. Proof-Link!?
|
_____________________________ Счас...(лакуна)...я всем...(лакуна)...и пусть никто не уйдёт...(лакуна) (с) АБС
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 09.06.2005 Репутация: 548.8
|
|
renom, google вам поможет. Я не из пальца высосал эти слова, но уже не вспомню адрес ресурса. Вообще-то, будь эти слова чьим-то вымыслом, то мы уже давно по всем каналам СМИ наблюдали бы судебные тяжбы патриархии с автором или редакцией. РПЦ такую клевету не простила бы, это серьезнее, чем пляски в храме...
|
_____________________________ Меня никогда не оскорбляли сатанисты за то, что я не верю в их Дьявола. Это делали только любящие христиане за то, что я не верю в их бога. (с)
Рики Джервейс
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 01.12.2010 Репутация: 221.8
|
|
MajorQ писал(а): |
google вам поможет
|
Помог. Первая же ссылка - http://www.patriarchia.ru/db/text/3272174.html
Там и предыдущее предложение вгоняет в ступор:
""К сожалению, в последнее время медицинская наука и врачебное искусство в своем развитии нередко опираются на принципы и средства, противоречащие вероучению Церкви.""
Так и хочется спросить, какие СРЕДСТВА церковь считает допустимыми во врачебным искусстве? Чтение Псалтыря на ночь? Где можно купить учебник по "православной медицине"?
|
_____________________________ "Смертность разумного существа - это первобытная дикость. Над нами вся галактика смеётся. Думаю, есть правило: нет бессмертия - нет контактов. Западло. Говоришь с человеком, а он умер. Гадость какая-то." Д.Е. Галковский
|
|
|
|
|
|
|
C нами с 06.01.2006 Репутация: 60.9
|
|
MajorQ, действительно помог. Меня прежде всего интересовал вопрос о каких именно
MajorQ писал(а): |
противных Богу методов лечения
|
идет речь.
Александр Недоступ, руководитель московского отделения Общества православных врачей: писал(а): |
Это требования прекратить вакцинирование людей, «духовное» акушерство – роды на дому и в воду, которые приводят к гибели детей, ВИЧ-диссидентство – отрицание вируса.<...>В московском метро висят плакаты, гласящие, что в России каждую минуту рождаются три человека, но не сказано, что за это же время совершается четыре аборта.http://www.pravoslavie.ru/guest/32272.htm
|
MajorQ писал(а): |
но уже не вспомню адрес ресурса.
|
Если человеку не давать достаточно полной информации, а также ограничить время её восприятия, то он, как правило, реагирует автоматически. Ваши с ЭСЭРом "автоматы" мне ясны. Может поговорим о роли церкви в развитии медицины?
|
_____________________________ Счас...(лакуна)...я всем...(лакуна)...и пусть никто не уйдёт...(лакуна) (с) АБС
|
|
|
|
|
|
|
|